ПРАВИЛА ИГРЫ: Успех кампании


Отряд милиции особого назначения Республики Чечни арестовывает на территории соседнего субъекта Федерации – Ингушетии – предполагаемого автоугонщика. Ингушские милиционеры останавливают машину чеченских коллег на выезде из республики. Завязывается перестрелка. Несколько убитых, много раненых.

Благодаря политической воле текущего российского руководства, героизму армии, а также редкому единству народа в поддержке второй чеченской кампании де-юре происшедшее является не более чем столкновением между двумя подразделениями МВД РФ. Коллизии между зонами ответственности местных полиций случаются и в федерациях с куда более определенным правовым режимом, чем Россия, – вспомним классическую картинку из американских боевиков, где герой или, наоборот, злодей улепетывает к границе соседнего штата от местных полицейских, которым не дозволено в ходе преследования пересекать границу собственной юрисдикции. В России такие коллизии случаются довольно часто – то московские милиционеры арестуют какого-нибудь супостата в провинции, то наоборот. Иногда бывает скандал, иногда все проходит относительно мирно. Ну вот и подчиненные Рамзана Кадырова воспользовались некоторой неопределенностью в этом вопросе. Перестрелка получилась – нехорошо, надо бы руководству МВД подучить подчиненных взаимодействию с соседями.

Де-юре ничего сверхъестественного нет и в предложении Кадырова направить чеченский ОМОН на восстановление порядка в карельском городе Кондопога. В конце концов, перекидывать отряды милиции из одного субъекта Федерации в другой – обычная практика. В Москву на охрану праздничных мероприятий периодически стягивают милицию из множества областей. А уж на восстановлении конституционного порядка в самой Чечне отдежурили ОМОНы, видимо, со всех концов страны.

Ровно в том же контексте можно рассматривать и сами события в Кондопоге. После того как столько крови пролито за то, чтобы Чечня осталась частью России, кто посмеет поставить под сомнение право жителей Чечни пользоваться всеми благами российского гражданства? А это значит, что люди, чей жизненный опыт включает проживание на территории, не управляемой фактически никем, выживание в условиях массовых военных действий, нахождение между двух огней в ситуации жесточайшего взаимного террора, – эти люди пользуются на территории Карелии ровно теми же правами, что и житель Москвы в Рязанской области. И существенно большими – чем житель Рязанской области в Москве. А граждане Карелии или любой другой области, которые этими людьми как своими соседями почему-либо недовольны, – попросту идут против закона. Мы ведь говорим не об иностранцах, выселения которых можно требовать. О полноправных российских гражданах.

Надеюсь, никому не придет в голову представить себе Россию страной, официально узаконившей апартеид, открыто дискриминирующей своих граждан по национальному признаку. А значит, бывшие жители Чечни, со всем своим печальным военным опытом, будут жить бок о бок с нами в русских городах. А вооруженные отряды, подчиненные Рамзану Кадырову, будут существовать в стране на равных основаниях с другими подразделениями МВД РФ. Такой ли результат изначально имели в виду те, кто требовал, не считаясь с потерями, залить кровью чеченский сепаратизм? Если да, то успех кампании достигнут.