“Роснефть” будет частной


“История с национализацией превратится в обратную историю – в приватизацию”, – сказал вчера Игорь Шувалов журналистам. “Роснефть”, убежден помощник президента, рано или поздно будет приватизирована и “в период от трех до 10 лет” станет полностью частной. Приватизация госкомпании, по мнению чиновника, должна проходить через публичное размещение. После чего Шувалов видит “Роснефть” “публичной компанией, у которой будут крупные портфельные и стратегические инвесторы, но с пакетами не больше 10%”.

Две недели назад Шувалов уже пообещал, что государство продолжит приватизацию “Роснефти”, но, когда и каким способом, умолчал. Вчера помощник президента подчеркнул, что высказывает свое личное мнение. Но, похоже, у него найдутся союзники. Идею приватизировать “Роснефть” поддерживают чиновники Минэкономразвития, сказал “Ведомостям” правительственный чиновник. Правда, четких планов продажи “Роснефти”, по его словам, не обсуждалось.

“Роснефть” станет частной в ближайшие пять лет, считает управляющий партнер “2К-Аудит” Иван Андриевский. Он думает, что акционерами компании будут ее менеджеры (сейчас пост президента компании занимает Сергей Богданчиков), иностранные инвестбанки и российские граждане, в том числе 2–3 крупных бизнесмена, например Роман Абрамович или Сулейман Керимов. А правительственный чиновник считает, что часть акций “Роснефти” будет продана крупным нефтяным компаниям, он напоминает, что китайские и индийские нефтяники давно интересуются акциями “Роснефти”. CNPC купила на IPO “Роснефти” на $500 млн, ВР – на $1 млрд, малайзийская Petronas – на $1,5 млрд.

Если прогноз Шувалова окажется верным, то в России может появиться мощнейшая публичная компания. Ровно год назад Богданчиков обещал довести добычу “Роснефти” до 135 млн т нефти и 70 млрд куб. м газа в год, а стоимость холдинга – до $100 млрд к 2015 г. Возможно, так долго ждать и не придется: если “Роснефть” получит часть активов ЮКОСа и башкирские НПЗ, на которые претендует, ее капитализация может вырасти на $35–40 млрд, считает начальник аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. Начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин согласен, что, если “Роснефть” станет добывать 100 млн т нефти в год, будет стоить при нынешних ценах на нефть $90–100 млрд. В пятницу вся “Роснефть” стоила, исходя из котировок на LSE, $72,7 млрд.

Доля частных акционеров в “Роснефти” увеличится уже до конца года – сейчас государство через “Роснефтегаз” контролирует почти 85% “Роснефти”, а после консолидации 12 “дочек” компании доля государства снизится до 75,2%. Но мало кто верит, что государство решится уступить контроль над этой компанией и тем более полностью отказаться от участия в капитале компании. Чиновник, близкий к совету директоров “Роснефтегаза”, напоминает, что все делалось для того, чтобы сохранить полный контроль государства над компанией – на IPO “Роснефть” выпустила меньше 300 млн дополнительных акций, хотя получила разрешение продать 400 млн. Не верит в идею Шувалова и Дашевский. Он уверен, что в “Роснефти” будет введена “золотая акция” или блокирующий пакет останется у правительства. Дашевский предупреждает, что государству не удастся сохранить идеальную картину, когда у каждого акционера не больше 10% компании: “Если хочешь иметь рыночную компанию, ты должен понимать: если завтра кто-то захочет получить 25%, ты не сможешь его остановить”.

Дашевский и чиновник, близкий к совету директоров “Роснефти”, считают, что продавать акции на бирже рискованно: цена может упасть. К тому же сейчас продавать невыгодно – цена акций “Роснефти” с начала торгов в основном была ниже цены размещения и вряд ли удастся даже повторить успех IPO. А Шеина вообще тревожит план чиновников приватизировать “Роснефть”: “Сейчас компанию используют для сбора активов, в том числе ЮКОСа, по заниженной цене под лозунгом возвращения под контроль государства, и, если потом все это будет продаваться по рыночной цене, будет странно”.

Представитель “Роснефти” не стал комментировать ситуацию, объяснив, что приватизация компании – дело ее акционеров.