ВЕКТОР


Важный партнер

“Алроса” не хочет расстаться с давним торговым партнером – южно-африканской De Beers. Российская компания оспаривает в Европейском суде предписание Еврокомиссии о прекращении поставок алмазов в адрес De Beers с 2009 г. Вчера президент “Алросы” Александр Ничипорук заявил, что компания рассчитывает одержать победу в этом разбирательстве, причем достаточно быстро. “У нас очень хорошие юристы, они уверены в победе, – передал “Интерфакс” слова Ничипорука. – Рассмотрение [иска “Алросы”] идет по ускоренной процедуре, и мы надеемся, что решение будет позитивным”.

De Beers – монополист на мировом рынке алмазов. В США до недавних пор компания была нон грата. Неудивительно, что и Еврокомиссия решила ограничить сотрудничество “Алросы” с ней. Еще два года назад европейские чиновники предписали “Алросе” более чем вдвое (до $275 млн) сократить поставки алмазов в адрес De Beers к 2010 г. А в прошлом году Еврокомиссия потребовала от “Алросы” с 2009 г. вообще прекратить сотрудничество с De Beers.

“Алроса” неспроста пытается отстоять возможность торговли с De Beers. Почти полвека весь экспорт российских алмазов шел именно через нее. Два года назад “Алроса” разработала новую сбытовую стратегию, предусматривающую создание альтернативных De Beers каналов продажи. Компании удалось достичь больших успехов. Если в 2001 г. De Beers покупала 50% ее алмазов, то в прошлом году – 23%. Но мировой рынок ограничен, и пристроить все свои алмазы за рубежом “Алросе” будет очень трудно. К тому же монополия De Beers несет и плюсы для алмазодобытчиков – позволяет избежать резких колебаний цен.

Между двумя “дочками”

Перед руководством АФК “Система” стоит непростой выбор. Крупнейший из подконтрольных ей операторов связи – МТС – задумался об установке компьютерной системы для автоматизации взаимоотношений с клиентами (CRM-система). МТС предстоит решить, какому производителю отдать предпочтение – американским Siebel и Amdocs или чешской Strom Telecom, входящей в российский концерн “Ситроникс” (как и сама МТС, подконтрольный “Системе”). Для Strom Telecom контракт с МТС может стать дебютом на рынке CRM: чешская компания только разрабатывает такую систему. Пару лет назад МТС уже вывела Strom Telecom на рынок биллинга (системы выставления счетов абонентам). “Ситроникс” сейчас готовится к IPO на одной из западных бирж. Бизнес концерна в последние годы стремительно растет – в частности, за 2005 г. его выручка увеличилась почти вдвое до $961 млн. Но чтобы инвесторы оценили “Ситроникс” по достоинству (“Система” считает, что концерн должен стоить $2,5–3 млрд), ему необходимо сохранять высокие темпы роста, в том числе и выходя на новые рынки. Конечно, МТС могла бы помочь родственной компании, отдав ей контракт на поставку CRM-системы (его стоимость участники рынка оценивают в $10–20 млн). Но у сотовой компании хватает и своих забот, ведь она работает на одном из самых конкурентных рынков страны, а уровень проникновения сотовой связи в России уже зашкалил за 100%. В надежде повысить лояльность абонентов МТС уже провела ребрендинг. Другой способ понравиться абонентам – повысить качество их обслуживания. Помочь компании в этом деле как раз и может новая компьютерная система. Использовать уже зарекомендовавшие себя на рынке CRM-системы МТС было бы, возможно, проще – наладка не обкатанного пока продукта Strom Telecom может занять месяцы. Так что “Системе” предстоит решить, интересы какой из “дочек” – МТС или “Ситроникса” – ей сейчас важнее.