“Аэрофлот” нашел выход


Больше года “Аэрофлот” решал, как расширит парк дальнемагистральных лайнеров. Он объявил конкурс на поставку минимум 22 новых самолетов такого типа – между новинками Boeing (787 Dreamliner) и Airbus (A-350). Предпочтения разошлись. Менеджмент “Аэрофлота” склонялся в пользу Boeing (он появится на четыре года раньше), большинство чиновников – в пользу Airbus. Несколько раз совет директоров “Аэрофлота” рассматривал этот вопрос, последний раз – 15 сентября. Но все безрезультатно: контракты так и не подписаны. Но, как заявил вчера гендиректор “Аэрофлота” Валерий Окулов, дальше компания выбирать не будет, для нее “конкурс закончился”.

Менеджмент “Аэрофлота” готов удвоить заказ, объявил Окулов. Компания готова купить по 22 лайнера и у Boeing, и у Airbus. Все лайнеры “Аэрофлот” хочет получить за шесть лет – B-787 в 2010–2012 гг., А-350 – в 2012–2016 гг.

По каталогу Dreamliner стоит $143–188 млн, новый А-350 XWB – $189–242 млн. Стоимость 44 самолетов – минимум $6 млрд. Правда, Boeing с Airbus уже заявляли, что гарантируют “Аэрофлоту” “значительные скидки”. Но даже с ними сделка слишком велика для “Аэрофлота”, констатирует аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Подобный контракт пока позволил себе лишь австралийский гигант Quantas Airways (на 45 B?787) c годовыми оборотами в $14 млрд. Выход для “Аэрофлота” – взять большую часть самолетов в операционный лизинг (аренду), а сами поставки растянуть на срок до 10 лет, считает Сахнова. Но и в этом случае “Аэрофлот” вряд ли найдет применение всем 44 лайнерам, ведь основные для них маршруты – Азия и Америка. А там слишком велика конкуренция, резюмирует аналитик.

Замгендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков уверен, что “Аэрофлот” загрузит все самолеты. А директор по стратегическому развитию “Аэрофлота” Кирилл Будаев добавляет, что компания действительно возьмет часть самолетов в аренду. Все параметры контрактов будут ясны, как только совет директоров их одобрит, заключает он.

Но в совете единогласия до сих пор нет. НРК поддержала “Аэрофлот” в стремлении купить Boeing. “Аэрофлот” еще зимой оплатил места в графике поставок B-787: его продажи начнутся в 2008 г., но очередь за ним выстроилась серьезная – на 420 лайнеров (Airbus, обновив программу А-350 в июле, получил пока лишь предконтрактное соглашение на 20 новинок). Срок оплаты истекал 15 сентября, и НРК на днях взялась сама доплатить за авиакомпанию, продлив оферту Boeing на несколько месяцев.

Однако чиновники так и не определились. Чиновник Минтранса считает, что заявление Окулова – “игра”, чтобы сначала получить долгожданные Boeing, а подписание контракта с Airbus растянуть на несколько лет. То же самое вполне успешно “Аэрофлот” делал с контрактом по шести Ил-96: документ подписан еще в 1999 г., но до сих пор не исполнен, напоминает он (подробнее см. врезку). Чиновник Минэкономразвития полагает, что позиция государства станет ясна после переговоров с EADS, материнской компанией Airbus. Летом Внешторгбанк купил свыше 5% акций EADS. Россия теперь хочет поучаствовать в управлении корпорацией. По ее уставу даже в совет директоров можно попасть только при поддержке основных акционеров – германской DaimlerChrysler или правительства Франции. Переписывать устав EADS не намерена, заявили накануне сопредседатели корпорации. Президент Владимир Путин, как ожидается, обсудит этот вопрос с французским коллегой Жаком Шираком 22 сентября.

Источник в Кремле уверяет, что тендер “Аэрофлота” – “только коммерческая сделка”. Хотя не исключает, что, если переговоры с EADS провалятся, Россия будет договариваться “с другими структурами”. Конкурс затянулся, признает он, но это даже лучше. Конкурируя, Boeing и Airbus продолжают улучшать свое предложение: “Из ситуации надо выжимать по максимуму”. Окончательное решение будет вынесено до конца года, обещает источник. В Airbus и Boeing ситуацию не комментируют.