ВЕКТОР


Первый намек

Уже несколько лет Центробанк и правительство хотят поменять правила контроля за сделками в банковском секторе. Сейчас иностранцы должны получать разрешение ЦБ на приобретение любого количества акций российского банка. Для резидентов правила менее жесткие – при покупке более 5% акций они должны уведомлять ЦБ, а приобретение более 20% может пройти только с согласия регулятора. Вчера стало известно, что правительство наконец-то рассмотрит законопроект, который унифицирует правила для российских и зарубежных покупателей и понижает уведомительный порог до 1%, а разрешительный – до 10%.

За те пять лет, что обсуждалась идея унификации правил, серьезных возражений никто так и не предъявил. Иностранным портфельным инвесторам станет проще работать с акциями Сбербанка, а прямые инвесторы как советовались в ЦБ, прежде чем купить местный банк, так и будут советоваться. Что же касается российских инвесторов, то и для них почти ничего не меняется – примеров покупки, например, 15% акций без дальнейшего увеличения пакета очень мало.

Одобренная правительством и ЦБ стратегия развития банковского сектора предусматривает принятие этого закона в 2006 г. И можно не сомневаться, что после убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова эта новация будет одобрена. Да и всем предшествующим инициативам ЦБ в этой сфере сейчас будет дан зеленый свет. Главное, чтобы из недр ЦБ и правительства не посыпались куда менее безобидные инициативы – по закручиванию гаек.

Обезглавить “Вымпелком”

Конфликт двух основных акционеров, норвежской Telenor и Altimo (бывшая “Альфа-телеком”), владеющих вторым по величине российским сотовым оператором – “Вымпелкомом”, может серьезно повлиять на перспективы развития компании. На этой неделе директора должны определить, оставят они Александра Изосимова во главе “Вымпелкома” еще на три года или нет. Его контракт истекает 1 октября. Норвежской Telenor Изосимов несколько подпортил бизнес, купив в ноябре 2005 г. сотового оператора “Украинские радиосистемы” (УРС). Тем самым он обеспечил “Вымпелкому” выход на украинский рынок, сделав его, по сути, конкурентом Telenor, контролирующей в этой стране другого оператора – “Киевстар”. Telenor уже высказала свое мнение о топ-менеджере : “Изосимов поступил недальновидно...”, норвежский акционер также выдвинул двух других претендентов на пост главы компании, пока их имена держатся в секрете.

Altimo собирается поддержать Изосимова, однако без Telenor у нее не хватит голосов. Зато у нее достанет сил заблокировать других кандидатов. “Вымпелком” в этом году по вине Telenor работает без бюджета, теперь он может оказаться и обезглавлен. Изосимов уже дал понять в июне этого года, что он устал от конфликта акционеров и не хочет работать в компании, где нет четкой стратегии. После этого заявления акции “Вымпелкома” упали в цене на 4%. Потеря гендиректора может привести к существенному падению акций оператора – во всяком случае в краткосрочном периоде.

Запретом меньше

В России слишком много необоснованных запретов, не раз заявляло Минэкономразвития, они не позволяют развиваться частному бизнесу. Аэропортовый бизнес – не исключение.

С 1994 г. частные инвесторы могут вкладываться в аэровокзалы, но приватизация аэродромов (включая взлетно-посадочные полосы, стоянки для авиалайнеров, навигационное оборудование и др.) запрещена. Регулируется это сразу несколькими нормативными актами. И поправить их еще в прошлом году взялось ведомство Германа Грефа. Ведь немало аэропортовых операторов уже пострадало от такой “двойственности” бизнеса. Самый яркий пример – группа “Ист Лайн”, управляющая “Домодедово”. В 2005 г. Росимущество аннулировало 75-летний договор с “Ист Лайн” на аренду аэродрома. “Ист Лайн” заявила, что у нее теперь нет гарантии, что вложенные в аэровокзал средства не пропадут.

Пакет документов о снятии запрета на приватизацию аэродромов до сих пор разрабатывается, говорит один из подчиненных Грефа, и готов будет, скорее всего, только в следующем году.

Но если запрет действительно снимут, это будет прорыв. “Ист Лайн” снова сможет почувствовать себя спокойно и вложить еще $500 млн в развитие бизнеса. Аэропорт “Сочи” станет еще привлекательнее для Олега Дерипаски, и он, возможно, согласится заплатить за него подороже. “Ренова” добавит еще парочку активов к екатеринбургскому “Кольцово”.

А государство сможет заработать на распродаже.