Китай – первый


В 1996 г. США экспортировали в пять раза больше товаров, чем Китай, а в 2001 г. – втрое. В 2005 г. Китай вышел на третье место в списке главных экспортеров планеты после Европы и США. А всего 20 лет назад Китай был лишь 30-м, напоминает специалист по Китаю Institute of International Economy Николас Ларди. “Сомнений в тенденции быть не может”, – отмечает ведущий экономист ITG Роберт Дж. Барбера. В августе китайский экспорт подскочил до $90,77 млрд.

В последние 10 лет китайский экспорт в среднем рос на 19,5% в год, а экспорт США – на 4,8%. Быстро рос и экспорт из Германии. В июле Германия поставила на внешние рынки товаров на $92,7 млрд – правда, с учетом экспорта в другие страны Европы.

Если в 1990-е гг. крупнейшим покупателем китайских продуктов была Япония (на нее приходилось 1/6 экспорта), а с 1997 г. – США, то с 2005 г. им стала Европа. Одной из причин подъема китайского экспорта стал рост потребительских настроений в Европе. В июле 2005 г. Китай впервые ввез в страны зоны евро больше товаров, чем США, а за первые пять месяцев 2006 г. китайский экспорт ($69 млрд) превысил американский на $1 млрд. Китай обошел США по части торговой динамики, констатирует ведущий европейский экономист Barclays Capital Джулиан Кэллоу.

Усиление позиций Китая как глобального экспортера продолжится, считает глава китайской программы Королевского института международных дел Великобритании доктор Ии Лу. Дело даже не в производственных мощностях, отмечает она, а в том, что у китайских граждан изменился менталитет, бизнес-психология и формируется западное мышление. В стране появился средний класс, который уже не позволит ей сойти с рельсов делового успеха, добавляет Лу.

Быстро растут и экспортные доходы Японии. Продажи в США увеличились на 19%, а в Китай – на 20%. А экспорт в Европу растет уже 10-й месяц кряду и в августе увеличился на 71% против прошлогоднего.

Современная внешняя торговля по всему миру подвержена воздействию одних и тех же факторов, констатирует экономист ING Том Левинсон. Преимущество Китая – жестко регулируемый курс юаня – сильнее конкурентного преимущества Европы, близости к рынкам сбыта, считает Левинсон. Поэтому еврозона может обойти по показателям экспорта США, но Китаю она в ближайшее время не конкурент, полагает он.

Повредить китайскому экспорту могло бы только сильное укрепление курса юаня, но Левинсон полагает, что его не будет. При этом Китай уверенно переходит к производству все более дорогих товаров и все сильнее конкурирует с американским экспортом. Технологически страна уже готова изменять структуру своего производства, а правительство этому помогает, отмечает Лу. Недавно китайские налоговое и таможенное ведомства увеличили ставку, по которой возмещается НДС экспортерам высокотехнологичной продукции, и уменьшили ставку, по которой налог будет возвращен экспортерам товаров с низкой добавленной стоимостью. (Использована информация FT, WSJ.)