Проект “Б”: Рим номер 44


Судьба империй – крах, разложение, в лучшем случае – самороспуск. Империи умирают, а жить остаются нации. Так что давно должен был бы наступить век национальных государств. Но до сих пор есть властители, претендующие на тяжелые имперские короны.

Казалось бы, что может быть лучше – пусть каждая страна занимается своим делом, пусть политические границы будут границами суверенитетов, а любые споры пусть решаются по общепринятым правилам – международному праву. Формально так и есть – официальных империй больше нет, и наднациональный орган, ООН, существует. Но век самостоятельности наций все-таки не наступил.

Наступит ли, неизвестно, но продолжительность жизни империй в последние 2000 лет снижается. Об этом написал англо-американский историк Нил Фергюсон в статье в журнале Foreign Policy (“Империи со сроком годности”). Средняя Римская империя (считая саму Римскую империю, Восточную Римскую империю со столицей в Константинополе и Священную Римскую, основанную Карлом Великим) существовала 829 лет; ближневосточные империи жили в среднем лет по 400; а средняя империя XX в. – всего 57 лет. Среди империй XX в. Фергюсон учитывает и советскую, датируя ее 1922–1991 гг. Как действующие империи он рассматривает американскую и китайскую.

Фергюсон – сторонник империализма. Он считает, что если ООН не работает так, как мечталось когда-то ее вдохновителям, то кто-то все равно должен смещать диктаторов, разнимать воюющих и уничтожать террористов. Этим и занимаются США, уже несколько десятилетий являясь “либеральной империей”. Кстати, книга про США “Колосс: цена американской империи” вышла в 2004 г. и этот термин появился именно там.

Фергюсон считает, что империи живут до тех пор, пока плоды властвования над другими превышают внутренние издержки. Жизнь империй все короче, потому что имперские издержки растут, а плоды мельчают. Например, в случае с Афганистаном и Ираком очевидно, что издержки велики, а плоды все никак не вырастут. Но напомним все-таки, что империи держатся не просто силой и деньгами, а миссией и способностью власти представить эту миссию как справедливую, стоящую на службе мира и права.

Это важно для любой державы, стремящейся стать третьим, четвертым, 44-м Римом, либеральной империей или империей газа. Осознание миссии – вот что укрепляет империю: “Римлянин! Ты научись народами править державно – в этом искусство твое!” (Вергилий, “Энеида”)

Миссия необходима, потому что нужно как-то оправдывать жертвы народные, ведь большая часть имперской активности направлена вовне. Нужна идейность: “Не могу спать, когда в Гондурасе голодают”. Помня о ключевой роли Вергилия в укреплении единства Рима, советские руководители хорошо кормили мастеров искусств. И до некоторых пор инженеры человеческих душ неплохо работали. Но искусство их выродилось, и империя стала разрушаться изнутри. И американская империя развалится из-за потери миссии. Так что дело не только в прибылях и затратах.

В России, когда все больше газа будет идти на экспорт, нужно будет как-то объяснять гражданам, оставшимся без света, ради чего они остаются без света. Новых вергилиев, способных воспеть мазут и уголь, нужно мобилизовать уже сейчас.

Идеология необходима для достижения имперских целей. Просто обычному национальному государству она ни к чему, достаточно искреннего стремления к благополучию и благосостоянию граждан.