Прямо с колес


Последние 10 лет мы просыпались среди ночи, ехали далеко за город в аэропорт, бежали под дождем по летному полю, чтобы попасть на бюджетный рейс. Мы пересекали Европу ради однодневного шопинга в Милане или холостяцких выходных в Праге. Затем страсть к перемене мест поутихла. Последней каплей стало предотвращение августовского теракта в Англии: тогда британские аэропорты больше напоминали лагеря беженцев, а не современный транспортный узел. В день объявления о несостоявшихся взрывах на железнодорожный сайт www.seat61.com зашли 12 тысяч человек вместо обычных 6 тысяч.

До сих пор на пути перехода от воздушных перевозок к железнодорожным – по крайней мере на короткие расстояния – стояли три препятствия: стоимость, большая затрата времени и отсутствие информации. Путешествовать на поезде по Европе часто дороже, чем летать Ryanair или Easyjet. То же и со временем. Перелет вроде быстрее, но добавьте сюда время и силы, которые уходят на то, чтобы добраться до аэропорта или из него, отстоять очередь сначала на регистрацию, потом на паспортный контроль, затем дождаться багажа (если он не пропал), – и вы увидите, что разница невелика.

Хуже с информацией. Национальные железнодорожные компании известны только в пределах своих стран, Eurostar – только в Лондоне и Париже. Но нигде нет сведенной воедино информации о том, как в удобное для вас время и по подходящему тарифу добраться из Лондона в Испанию или из Амстердама в Москву, а также где заказать и купить билет. «Я сделал свой сайт, чтобы изменить ситуацию», – говорит Марк Смит, создатель www.seat61.com. Здесь подробно объяснено, в каком порядке следует бронировать билеты, какой из железнодорожных сайтов удобнее всего и как выглядит спальное место. Смит уверен, что в скором времени бронирование билетов на поезд станет таким же простым делом, как и на самолет.

А ведь насколько приятнее ездить на поездах: дети это просто обожают – особенно ехать ночью. С животными тоже можно (только не в Eurostar). Никто не запрещает вам пронести бутылку шампанского и устроить праздник, глядя в окно на красивый пейзаж. Да и знакомство со страной начинается гораздо раньше. В следующий раз, когда я поеду в Милан или, скажем, Неаполь, я сяду на Eurostar до Парижа и на ночной поезд до Италии. Вместо того чтобы платить 131? за Ryanair, 37? за проезд до Стэнстеда и 14? за такси до Рима (итого 172 ?), я куплю за 88? билет на Eurostar и заплачу 85? за ночной переезд до Рима. Итого получится 173?. Ну а если я захочу поехать первым классом, то эта роскошь обойдется мне в 320?. (FT, 02.09.2006, Майя Балабанова)