Виновата система


“Объединенный штаб действовал с соблюдением требований федерального законодательства и ведомственных нормативных правовых актов. В спонтанно сложившейся обстановке им были предприняты необходимые меры, направленные на сохранение здоровья и жизни людей и минимизацию последствий террористического акта”. Такие выводы содержатся в проекте доклада парламентской комиссии по Беслану, опубликованном вчера на сайте “Правда Беслана”. Авторы констатируют, что причиной неудачи операции по освобождению заложников стала существовавшая в то время “система силового противодействия террористам”, которая “не позволяла в полной мере обеспечить защиту населения”.

Проект датирован июнем 2006 г. и, по словам членов комиссии, является одним из ранних вариантов итогового доклада, публикации которого ожидали 22 сентября. “Похоже, но не совсем”, – говорит депутат Госдумы Аркадий Баскаев. По его словам, в текст внесено много изменений и они еще будут, поскольку комиссия продолжит работу. Пресс-секретарь ее руководителя Александра Торшина Валерия Шатунова заявила, что он проект доклада на сайте “Правда Беслана” не видел и комментировать не может. Редактор сайта Марина Литвинович говорит, что текст уже давно находится у многих журналистов, а его публикация позволит понять, какие изменения внесут при доработке.

Причиной переноса даты оглашения доклада председатель Совета Федерации Сергей Миронов назвал необходимость снять вопросы, которые поставил член комиссии Юрий Савельев, опубликовавший итоги собственного расследования. Но на вчерашнем заседании, сообщил источник в комиссии, отсрочку связали с возникшими противоречиями в материалах следствия, о которых комиссии доложил новый заместитель генпрокурора по Южному округу Иван Сыдорук. “Поскольку выводы комиссии базируются на материалах следствия, было решено дождаться его окончания”, – объясняет член комиссии. Сыдорук заявил 1 сентября в Беслане, что предстоит устранить противоречия в показаниях свидетелей как из числа заложников, так и военнослужащих.

Источник, близкий к ФСБ, полагает, что простое закрытие дела ударило бы по имиджу нового руководства Генпрокуратуры, но “вряд ли следствие сможет установить что-то принципиально новое”. Зампред думского комитета по обороне Михаил Бабич говорит, что выводы комиссии соответствуют официальной версии о причинах начала штурма и действиях оперативного штаба. А сопредседатель общественной организации “Голос Беслана” Элла Кесаева утверждает, что в Осетии идет обработка свидетелей: “Свидетелей, которые давали показания про танки, про то, что снаружи стреляют, снова вызывают в прокуратуру. На суде над сотрудниками местной милиции они меняют свои показания и теперь говорят в духе “ничего не помню, ничего не видел”. Парламентской комиссии Кесаева не верит: “Мы знаем, что комиссия Торшина организована для одной цели – зачистить все факты преступлений власти”.

Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем уверен, что доклад Савельева комиссия будет учитывать в последнюю очередь. Отсрочка может быть связана со сменой следствия, говорит политолог. Он также не исключает, что утечка была допущена специально, чтобы протестировать общественное мнение. В комиссии уточнят нюансы и поставят дополнительные акценты, но принципиально уже ничего не изменится, заключает Бадовский.