Гудбай, Америка!

Д. Гришкин

Одной из причин такого решения могут быть опасения, что “Газпрому” не хватит объемов газа, чтобы покрыть растущее европейское потребление, говорит начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин, а для “Газпрома” Европа гораздо важнее Америки. Если появятся излишки, в виде СПГ их можно будет поставить куда угодно.

В субботу в Париже Путин заявил, что Россия будет выполнять все обязательства в энергетике перед партнерами в Европе. Канцлер ФРГ Ангела Меркель ставила вопрос о переориентации части ресурсов со Штокмановского месторождения на европейские рынки, вспомнил Путин и заявил: “Компания “Газпром” рассматривает такую возможность, и такое решение может быть принято компанией “Газпром” в самое ближайшее время”. Сейчас Россия поставляет в Германию примерно 55 млрд куб. м газа, а с одного Штокмана в пике поставок может поставлять от 25 млрд до 45 млрд куб. м в год, сообщил Путин, поставки с этого месторождения “могут быть осуществлены в течение 50–70 лет”.

Решение о переориентация части газовых поставок со Штокмана не означает, что Россия вовсе откажется от поставок сырья в Америку, говорит источник в администрации президента: “Просто теперь можно говорить, что поставки в Европу и США с этого месторождения будут осуществляться по крайней мере на паритетной основе”.

Источник, близкий к администрации президента, полагает, что это решение продиктовано прохладными отношениями России и США, в том числе санкциями американцев против российских компаний: “Вряд ли Штаты могли надеяться на то, что история с “Рособоронэкспортом” и “Сухим” останется незамеченной Москвой”.

В “Газпроме” комментировать слова Путина отказались. Источник, близкий к монополии, указывает, что для ее менеджеров заявление президента – сюрприз и что это “большая политика”.

До сих пор проект освоения Штокмана предусматривал два этапа, рассказали в “Газпроме”. На первом, когда добыча составит 22,5–30 млрд куб. м газа, предполагалось поставлять СПГ в США. Второй этап предусматривал увеличение добычи до 67,5 млрд куб. м, дополнительное сырье предполагалось поставлять по трубе в Европу. Председатель правления “Газпрома” Алексей Миллер заявлял, что часть газа, добываемого на Штокмане, поступит в Единую систему газоснабжения (ЕСГ), в том числе в Северо-Европейский газопровод (СЕГ).

Решение президента направить штокмановский газ в Европу продиктовано политическими причинами, считает руководитель аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский: с терминала в Мурманске СПГ можно было бы направлять не только в Америку, но и в Европу. По его мнению, российские власти увязывают участие американских компаний в разработке Штокмановского месторождения с неудавшимся вхождением России в ВТО. При поставках газа со Штокмана в Европу американцам нечего делать в этом проекте, констатирует он, хотя вариант со сжиженным газом на миллиарды долларов выгоднее, чем подключение к ЕСГ.

Высказывание Путина – элемент торга с США, считает руководитель Центра сравнительных политических исследований Института экономики РАН Борис Шмелев: “Россия стремится извлекать из энергетических проектов политические дивиденды, и Путин таким образом пытается демонстрировать свободу маневра в отношениях с различными западными странами”.

Путин лишь подтвердил ориентацию России на энергетический союз с ЕС и Германией, считает Александр Рар из германского Совета по внешней политике. Немецкие компании, в частности Ruhrgas и BASF, и ранее заявляли об интересе к участию в проекте, а в последние годы становилось все более очевидно, что Россия едва ли сделает компании США единственными партнерами в разработке месторождения, заключает Рар.

После “газового кризиса” в российско-украинских отношениях в начале 2006 г. госдепартамент США заявлял о политических мотивах повышения ценовой войны России и Украины. В мае на саммите восточноевропейских государств в Вильнюсе вице-президент США Ричард Чейни прямо обвинил Россию в том, что она делает из энергоресурсов инструмент для “запугивания и шантажа”.