Люди нашего круга


Десять молодых актеров рассаживаются по кругу и начинают рассказывать о собственном детстве. Сначала робко, как будто выполняя задание невидимого ведущего сеанса групповой психотерапии, затем смелее и раскованнее. Они говорят по-английски, но их акцент и манера строить фразы настолько напоминают русские, что кажется, пьесу разыгрывают ученики московской спецшколы. Иногда герои подают реплики на литовском – певучее звучание этого языка напоминает русский говор. И это не единственное, что кажется родным. Одна за другой следуют типичные истории – о маме, в присутствии детей рассказывающей гостям об их талантах, о первом поцелуе, о разводе родителей, о трудностях с приобретением первого лифчика и социальном неравенстве, выражающемся в количестве игровых приставок.

Если кому-то необходимо проиллюстрировать свой рассказ, он выбирает себе партнера – и тот послушно подыгрывает ему. Постепенно в действие входят все актеры, но общая “точка сборки” их судеб обнаруживается ближе к финалу. Точнее, их две – единственная дискотека, где выплескиваются все подростковые страсти, и нелепая, доставшаяся в наследство от советских времен стела в центре маленького города маленькой страны.

Перед нами вербатим – разыгранные рассказы реальных людей – в самом чистом виде. Кажется, работа над текстом у труппы только началась. Никакой спекуляции на ностальгии по юности – обычные воспоминания о прозаичном и не самом беспроблемном периоде своей жизни. Хочется назвать узнаваемость описанных жизненных ситуаций тем самым общим знаменателем, который и объединяет наши страны, – если не знать, что впервые проект был показан в Германии и вызвал отклик тамошней молодежи. В этом живом, рождающемся прямо на глазах у зрителя тексте почти нет следа исторических событий и ни щепотки политики – даже разрушенная в финале стела смотрится скорее метафорой закончившегося детства, чем символом новой, независимой Литвы.

На нынешней “Новой драме” лаборатории, читки и семинары составили сильную конкуренцию спектаклям – как по географическому охвату, так и по актуальности. Литовский Open Circle зарифмовался с недельной давности российско-польской лабораторией “Москва – Вроцлав – Москва”, стал ее отражением в спецпрограмме фестиваля. Но актеры столичного Театра.Doc вместе с польской труппой Ad Spectatores своим набором сценок отчитались о выполнении задачи “полюбить друг друга”, а литовцы предприняли самостоятельное путешествие в глубину детства. И если русские и поляки в финале взялись за руки и поклонились друг другу, то литовцы – замкнули круг и поклонились зрителям.