Первое угольное IPO


О планах провести IPO заявляли многие российские угольные компании: СУЭК планирует публичное размещение на 2007–2008 гг., в это же время может провести публичное размещение акций “Белон”, тендер среди инвестбанков на проведение IPO уже объявил летом в этом году “Южкузбассуголь”. Но первой компанией, разместившей свои акции на бирже, станет “Распадская”. По словам двух источников, знакомых с планами компании, до конца года – в ноябре-декабре – “Распадская” разместит на одной из российских площадок 15–20% акций. Продавцом пакета, по словам одного из собеседников “Ведомостей”, будет Corber Enterprises – совместное предприятие “Евраза” и менеджмента “Распадской”.

Организаторами размещения выступят Deutsche Bank и Credit Swiss. “Распадская” уже вела консультации с ММВБ о предстоящем размещении, добавил еще один собеседник “Ведомостей”, знакомый с планами компании по проведению размещения. В “Распадской” от комментариев отказались.

“Распадская” никогда официально не подтверждала своих планов по проведению публичного размещения. Менеджеры компании говорили только, что рассматривают такую возможность как один из способов привлечения финансирования, но окончательного решения на этот счет еще не принято. Но уже больше года компания готовилась к возможному IPO – “Распадская” преобразовалась из ЗАО в ОАО, было проведено дробление акций, а в совет директоров компании вошли независимые директора.

“Распадская” – одна из самых интересных угольных компаний в России, говорит аналитик “Тройки Диалог” Сергей Донской. Но успех ее IPO будет зависеть от цены размещения. Оценить компанию эксперты могут лишь приблизительно. “Распадская” не публикует консолидированную отчетность”, – объясняет аналитик “Атона” Владимир Катунин. По мнению Донского, компания сможет привлечь на биржах примерно $150–250 млн. У Катунина из “Атона” более скромные оценки. “Распадская” привлечет до $150 млн, полагает он.

“Российским инвесторам будет проще купить такой объем акций”, – объясняет Катунин желание “Распадской” провести IPO на российской площадке. “Для российских инвесторов эта компания более известна и понятна, – продолжает эксперт. – Но и иностранцы смогут участвовать в покупке бумаг “Распадской”. Собеседник “Ведомостей”, близкий к компании, добавляет, что “Распадская” проводит IPO, чтобы получить справедливую оценку компании. Так ей будет затем легче привлекать финансирование под свои проекты. Ведь “Распадской” в ближайшие 10 лет предстоит реализовать инвестпрограмму на общую сумму в $1 млрд, указывает собеседник “Ведомостей”.