Плата за выхлоп


По данным центра мониторинга Верхневолжского управления гидрометеослужбы, максимальная среднемесячная концентрация бензопирена в Нижнем Новгороде превышает норму почти в шесть раз, рассказал “Ведомостям” консультант аппарата комитета ЗС по экологии и природопользованию Алексей Краснов. Основным источником выбросов загрязняющих веществ является автомобильный транспорт (в Нижнем Новгороде – до 80% выбросов). Поэтому, говорит он, депутаты решили повысить требования к качеству используемого моторного топлива.

Проект закона “Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области” запрещает использовать дизельное топливо с содержанием серы выше 350 мг/кг, автомобильные бензины – с объемной долей бензола выше 1,0%, серы – выше 150 мг/кг и свинца – выше 5 мг/куб. дм. Это даст правовые основания для внесения изменений в региональный Кодекс об административных правонарушениях, говорит Краснов. Размер штрафов пропишут в законопроекте ко второму чтению, которое намечено на ноябрь.

В Нижегородской области с 2002 по 2005 г. уже действовали ограничения на использование низкокачественного топлива. Тогда эта мера привела к значительному сокращению выбросов свинца в атмосферу, вспомнил Краснов. Но в июне 2004 г. был принят федеральный закон “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов...”, который лишил региональные власти права устанавливать санкции за загрязнение. И в течение года ситуация никак не регулировалась. Данный законопроект разработан в соответствии с ФЗ “Об охране атмосферного воздуха”, пояснил Краснов, и призван вернуть региональным органам исполнительной власти полномочия по контролю за загрязнением окружающей среды.

Сейчас бензин стандарта “Евро-3” в регионе выпускает только “Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез”. Это топливо составляет около 30% потребностей региона, говорит Краснов.

Доля топлива, удовлетворяющего стандарту “Евро-3”, составляет сейчас 50% объема производства “Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтеза”, добавляет начальник центра общественных связей завода Даниил Смирнов. В 2006 г. предприятие планирует выпустить около 700 000 т бензина “Евро-3”, что покроет потребности региона. Кроме того, завод уже год выпускает “несколько тысяч тонн” дизтоплива “Евро-4”, сказал он, не уточнив объем.

Автоперевозчики по-разному относятся к нововведениям. В результате принятия закона исчезнет дешевый бензин, а “Евро-4” будет продаваться по более дорогой цене. Но все равно покупать его будут, уверен директор фирмы “Транспортная компания “СИТИ Экспресс” Михаил Бендюков, поскольку ездить нужно, “и воздух будет чище”. А соучредитель некоммерческого партнерства собственников транспортных средств “Партнер” Роман Семенов сомневается в действенности влияния ограничений на окружающую среду из-за возможных злоупотреблений топливных операторов: потребитель все равно не сможет определить качество бензина, которое покупает, говорит он.

Подобные законодательные документы приняты уже в Москве и Республике Татарстан. В частности, в Москве соответствующее постановление правительство приняло еще в 2004 г., что привело к удорожанию бензина в среднем на 0,5 руб. Бензин, произведенный по стандарту “Евро-3”, на 0,5–0,7 руб. дороже того, что выпускается по ГОСТу.