Наука о власти


Семинары будут факультативом, и посещать их смогут все студенты, учащиеся магистратуры и аспирантуры ВШЭ. Вести занятия вызвались сам Шохин, президент Альфа-банка Петр Авен, почетный президент “Вымпелкома” Дмитрий Зимин, председатель правления “Еврофинанс-Моснарбанка” Владимир Столяренко, вице-президент “Ренессанс Капитала” Игорь Юргенс, президент “ОПОРы России” Сергей Борисов, председатель правления Национального агентства прямых инвестиций Игорь Вдовин и руководитель департамента по связям с органами власти РСПП Ирина Котелевская. Все они по совместительству профессора ВШЭ.

На кафедре “Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти” ВШЭ, которую возглавляет президент РСПП Александр Шохин, рождается “новый масштабный инновационный” проект – “Школа молодого бизнесмена”. В нынешнем учебном году будет читаться только один курс – “Особенности взаимодействия бизнеса и власти в России”. Презентация новой серии семинаров пройдет сегодня, занятия будут проводиться раз в месяц.

Семинары будут проходить в форме дискуссии, говорится в сообщении ВШЭ: со студентами предполагается обсудить темы цивилизованного лоббизма, непроизводственных издержек бизнеса, административные барьеры и социальную ответственность. Этот проект зрел около двух лет, речь идет о формировании новой специальности, говорит Шохин, но сначала семинары будут проходить “с упором на импровизацию”. Потом преподаватели с помощью студентов “нащупают” темы и появится новая учебная программа.

Аргументом в пользу того, чтобы начать подготовку специалистов по отношениям с органами власти, послужило повышение роли государства в экономике, объясняет президент РСПП.

Жизнь показала, что без частно-государственного партнерства ничего не удается, соглашается Борисов: “Нужно знать, что делает и собирается делать власть, а это отдельная наука”.

Пока экономика еще развивается по “свободно-рыночному сценарию”, но уже совсем не так, как было в 2000–2004 гг., считает Юргенс: роль государства может существенно вырасти в ближайшие годы, а значит, в компаниях появится значимый человек, который будет отвечать за связи с властью. До сих пор GR был дипломатией, построением вежливых отношений с государством, и этим занимался, как правило, руководитель компании. Сейчас эта работа переходит в прикладную плоскость – искать источники для развития компании из государственных денег (венчурный фонд, инвестфонд, фонд IT-технологий и т. д.), а это уже специальность, заключает Юргенс.

С Авеном, Столяренко и Зиминым связаться не удалось.

Более активная роль государства в регулировании экономических отношений привела к тому, что многие компании стали создавать полноценные GR-департаменты, где работают не только “контактеры-толкачи”, но и аналитики, которые готовят для чиновников аргументацию для принятия тех или иных решений, поддерживает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, а сам GR становится более цивилизованным: при некоторых министерствах появляются прозрачные площадки, где бизнес может открыто выразить свое мнение и повлиять на чиновников, как, например, экспертные советы в Минпромэнерго. Но подготовить специалистов по связям с госорганами невозможно, потому что это не наука, а ремесло, и успешным GR-щиком можно стать только при наличии жизненного опыта и после работы в бизнесе, власти или коммуникативной профессии, убежден Минченко.

Бывший замгендиректора “Русала” по связям с госорганами, а теперь зампред бюджетного комитета Государственной думы Евгений Иванов считает, что GR как специальность может быть востребован в обществе, где бизнес отделен от государства: “Чем больше государство входит в бизнес, тем труднее их отличить друг от друга – это уже внутрикорпоративные отношения, а не government relations”.

Современное российское государство все чаще и управляется, и ведет себя как корпорация, так что в западных компаниях даже появился термин Russia Inc., говорит советник исполнительного директора ТНК-ВР Олег Румянцев. Поэтому для российских компаний каждодневной и обязательной работой становится совместное с Russia Inc. управление финансовыми и нефинансовыми рисками.