Один на тысячу


МВА становится больше

По данным директора новосибирского агентства “Суперкадры” Светланы Свигневич, в последние два года на новосибирском рынке труда появляется все больше обладателей дипломов МВА. Как уточнила руководитель новосибирского отделения Kelly Serviсes Елена Шестак, выпускники МВА чаще всего ищут себе применение в производственной и финансовой сферах. Директор Новосибирской открытой школы бизнеса (ОШБ) Борис Ровнейко подтвердил, что поток студентов, претендующих на диплом МВА, в среднем увеличился в три раза за последние 2–3 года. Помимо англоязычной программы, развернутой в партнерстве с Открытым университетом Великобритании (OUBS), год назад в ОШБ появилась программа на русском языке. Она была предоставлена школе автором – Международным институтом менеджмента ЛИНК, аккредитовавшим ее в Международной ассоциации МВА (АМБА), пояснил Ровнейко. По его словам, русскоязычная программа оказалась более востребованной. Программа ЛИНКа, как и программа OUBS, включает в себя три ступени и рассчитана на 3,3 года. Первая ступень – получение профессионального сертификата в области менеджмента (стоимость 95 000 руб.), вторая – получение диплома (95 000 руб.), третья – получение диплома международного статуса МВА (100 000 руб.). В варианте ЛИНКа программа завершается практической исследовательской работой, которую управленец проделывает, не отрываясь от своей профессиональной деятельности. Сейчас ЛИНК развернул программу МВА и в Омске, где работает отделение института.

По словам Ровнейко, чаще всего МВА получают менеджеры высшего и среднего звена от 28 до 35 лет, треть из которых женщины.

“Ведомостям” удалось найти лишь одну историю успешного привлечения новосибирского управленца c МБА на должность топ-менеджера. В 2004 г. крупный региональный страховщик “Росстрах”, прекратив полномочия прежнего гендиректора, принял на эту должность Константина Тараненко, бывшего регионального директора “ВБД – Сибирь и Дальний Восток”, завершающего обучение по программе МВА в Институте экономики и финансов “Синергия” при Российской экономической академии им. Плеханова. Как пояснили тогда владельцы “Росстраха”, с помощью нового топ-менеджера они решили придать развитию бизнеса больший динамизм и ожидали от него разработки стратегии на ближайшие пять лет. Теперь акционер “Росстраха” Александр Матросов рассказывает, что Тараненко оправдал возложенные на него надежды.

Новосибирский бизнес-консультант Марина Киянова, обладатель диплома по психологии бизнеса Массачусетского университета и сертификата по стратегическому планированию и маркетингу Теннесcийского государственного университета (ETSU), связывает рост интереса менеджеров к МВА с глобализацией конкуренции. “Для региональных профессионалов сейчас открыты рынки Москвы и Питера, а иногда и иностранные, – говорит Киянова. – Менеджеры все чаще готовы вкладывать личные ресурсы в свое образование”.

У серьезных региональных бизнесменов котируются дипломы МВА, полученные в Экономической академии Плеханова и в Академии народного хозяйства (АНХ) при правительстве РФ, отмечает Киянова. Причем, по ее мнению, успешных предпринимателей возможность в процессе обучения наладить новые связи с коллегами из других компаний интересует ничуть не меньше, чем знания.

Совладелец омской группы компаний “СТА” Александр Бачинский, который в будущем году получает степень МВА в АНХ, сказал, что его интересовал не только курс обучения, но и группа “соучащихся”. “Я несколько разочаровался после первой сессии, увидев в группе только двух собственников бизнеса и нескольких гендиректоров, – говорит Бачинский. – Остальные были “замами” и “замами замов”. Но потом я вернулся к обучению: считаю, что все мы должны постоянно получать новые знания”. По-настоящему новыми знаниями для Бачинского стали только 10–15% информации, полученной в ходе обучения. Тем не менее это позволило предпринимателю, по его признанию, придать развитию бизнеса новый импульс. “Вооружившись приобретенными технологиями, я перестроил систему управления кадрами и маркетинговую политику, – рассказал Бачинский. – Хотя эта перестройка и не была революционной”.

Нужны ли стратеги с МВА?

“Спрос на соискателей с дипломом МВА не растет, – констатирует Свигневич. – Лишь один работодатель на тысячу ищет менеджера с МВА”. А Шестак из Kelly Serviсes говорит, что для работодателя наличие МВА является, как правило, необязательным пожеланием и выбор они делают, исходя из других критериев, чаще всего опыта работы. По ее данным, чаще всего вакансии для получивших МВА предлагают московские холдинги. “К тому же соискателей с удачным сочетанием диплома МВА, опыта и личностных качеств на рынке по-прежнему крайне мало”, – утверждает эксперт. Свигневич и Шестак отмечают, что работодатели, подбирая управленцев, гораздо больше доверяют экономическому образованию НГУ и именно его часто делают обязательным требованием.

“С другой стороны, многие региональные работодатели еще не умеют работать с людьми, имеющими образование МВА, – продолжает Матросов. – Они привыкли работать с человеком, разжевывая ему не только поставленную задачу, но также и путь ее достижения, и сами контролировать каждый шаг, а со стратегами можно и нужно общаться по-другому”.

По мнению гендиректора и совладельца барнаульского холдинга “Алтан” Валерия Покорняка, который в середине 90-х получил диплом МВА в США, практический опыт менеджера значит гораздо больше его бизнес-образования. “Управленцы с европейскими дипломами, как правило, завышают требования к зарплатам и бонусам, но их эффективность небесспорна, – говорит Покорняк. – Нередко их профессионально обходят специалисты без МВА, но с хорошим стажем и предпринимательской хваткой”. Поэтому, считает бизнесмен, лучше привлекать менеджеров, вооруженных западными бизнес-технологиями, как экспертов – на время. А вот постоянных “топов”, констатирует он, лучше выращивать самим: “Впоследствии они более стойко переживают сложности компании”.

Тем не менее ситуация с бизнес-образованием в регионе может исправиться, уверяют эксперты. Шестак из Kelly Serviсes называет преимуществом Сибирского региона сильное дополнительное образование и наличие авторитетных бизнес-тренеров. А бизнес-консультант Марина Киянова планирует заняться подготовкой экспертов для рейтинговых агентств.