“Мосэнерго” не получит $2,1 млрд


“Газпром” давно мечтал получить контроль над московскими электростанциями. Скупать акции энергосистемы он начал еще в 2004 г. На прошлой неделе стало известно, что “Газпром” добился своего. На прошлой неделе начальник департамента РАО ЕЭС Павел Пустошилов заявил о готовящейся в пользу газовой монополии допэмиссии. Детали допэмиссии совет директоров энергохолдинга обсудит в нынешнюю пятницу. В материалах к заседанию, копия которых имеется у “Ведомостей”, указано, что в пользу “Газпрома” и аффилированных с ним структур в марте 2007 г. может быть размещено до 11,5 млрд акций на общую сумму $2,1 млрд. При этом стоимость размещения бумаг не должна быть ниже 5 руб. за штуку. Вчера по итогам торгов на ММВБ акции “Мосэнерго” стоили 5,12 руб. После допэмиссии под контролем “Газпрома” окажется 52,4% акций компании, а доля РАО ЕЭС и правительства Москвы сократится до 36,3% и 5,4% соответственно.

Полученные в результате допэмиссии средства будут направлены на финансирование инвестпрограммы “Мосэнерго”. Но распоряжаться ими компания вряд ли сможет. “Мосэнерго” может передать средства в учрежденное совместно с РАО и “Газпромом” простое товарищество. Вклады двух других участников будут “незначительными”, говорится в документе.

“Газпром” пытается получше проконтролировать расходование денег, которые планируется потратить на выкуп допэмиссии “Мосэнерго”, говорит близкий к руководству газовой монополии источник. Создание товарищества позволит отделить “деньги на конкретные проекты от денег на текущие нужды”, говорит источник в энергохолдинге. А начальник управления ФАС Александр Пироженко считает, что РАО необходим механизм, который позволит проконтролировать выполнение планов по строительству в Москве новых энергомощностей.

Но экспертов такая схема смущает. Совет директоров “Мосэнерго”, куда входят представители РАО ЕЭС и “Газпрома”, и так обладает всеми необходимыми полномочиями для контроля и учета инвестиционных расходов компании, удивляется директор Prosperity Capital Management Александр Бранис.

Договор о создании простого товарищества заключается компаниями, чтобы обособить ведение совместного бизнеса, не создавая для этого отдельное юридическое лицо, объясняет партнер юридической фирмы “Монастырский, Зюба, Степанов и партнеры” Юрий Монастырский. Как правило, управляет активами товарищества один из партнеров. Если “главным товарищем” будет определен “Газпром”, то фактически он сможет оплатить акции “Мосэнерго” в рассрочку, ведь инвестпрограмма будет выполняться в течение пяти лет, говорит Монастырский. А если по каким-то причинам инвестпрограмма не будет реализована до конца, то монополия и вовсе имеет шанс вернуть часть денег. Ведь при ликвидации товарищества его активы могут распределяться между партнерами в произвольной пропорции, говорит Монастырский.