Дорогостоящие удовольствия


Звездных имен на фестивале было много, но запомнят Earlymusic-2006 как год первого приезда в Россию Кристиана Безауденхаута – молодого клавирного гения из США (о его московском концерте “Ведомости” писали 25 сентября). Открытие Америки застало Петербург врасплох – публика долго не верила ушам и ошарашенно переглядывалась, а аплодисменты вырвались в овацию только в конце первого отделения.

Десять лет назад невозможно было даже представить, что у нас будет свой фестиваль старинной музыки – мероприятие специфически европейского толка. Сегодня же не просто заполняются залы, но и распродаются почти все билеты – а это самый хороший признак воспитания аудитории. Фестиваль существует без государственной поддержки, что в дорогостоящем и престижном деле исторического исполнительства просто нонсенс. Тем не менее руководству Earlymusic каждый год удается импортировать в Россию самые сливки исполнительского сообщества старинной музыки.

Гамбист Паоло Пандольфо уже в третий раз на фестивале: у него в Петербурге особая аудитория, которая в Меншиковском дворце внимала мастеру в молитвенной тишине. Иначе было бы не расслышать едва различимых дрожаний и присвистов, которыми он наполняет звучание своей виолы да гамба. В Adagio Карла Фридриха Абеля тон, взятый на пределе слышимости, истаивал бесконечно. Пандольфо непременно нужно слышать вживую, в зале, где он предается играм со звуковым пространством – от современных технологий записи тут не больше пользы, чем от старых пластинок.

Виолончелист Брюно Коксе привез на фестиваль свой ансамбль Les Basses Reunies. Программу “Путешествие по Италии” они исполняли малым составом – звуковой фундамент давали виолончель и клавесин, а Коксе солировал на барочной виолончели и басовом виолоне, чей тембр выше и резче. В исполнительской манере Брюно Коксе чувствуется земляная, крестьянская сила. Даже виртуозные пассажи, прыткие украшения и предательские смены темпа он выдает с самым невозмутимым выражением лица.

Впервые на фестивале выступил хаммерклавирист петербургского происхождения и немецко-голландской выучки Василий Илисавский. Концерт прошел вдали от центра, в Елагином дворце, но и туда публики добралось все равно больше, чем мог вместить небольшой зал. Молодой музыкант обладает даром музыкального общения – удовольствие от его игры похоже на разговор с умным собеседником. Секрет редкостной силы убеждения кроется в правильной речи с ясными конструкциями, богатым словарем и непринужденной интонацией.

Earlymusic – фестиваль по преимуществу барочный, но каждый год привозит ансамбль, исполняющий средневековье и ренессанс. Обычно это бывает ансамбль высшей лиги (как Alla Francesca или Mala Punica в прежние годы), и его концерт становится одной из кульминаций фестивальной афиши. Ансамбль Micrologus в Петербурге ждали давно, заслушиваясь диском Cantigas de Santa Maria. Программа из музыки итальянской ars nova не обманула ожидания: пятеро специалистов высочайшего класса с легкостью менялись инструментами, готическая арфа, средневековая труба, волынки и прочие диковины сочетались в уникальный терпкий саунд, а голоса певцов идеально сливались в витиеватых мелизмах.

Остается надеяться, что фестивалю удастся привезти его еще раз. Пусть не на следующий год (график Безауденхаута уже расписан), но такого события можно и подождать.