Не ценные бумаги


В начале лета зампредседателя банковского комитета Госдумы Павел Медведев рассказал “Ведомостям”, что Центробанк подготовил законопроект о закреплении нового статуса ОФБУ, который помог бы их развитию. По законопроекту сертификат ОФБУ, так же как и пай ПИФа, должен стать ценной бумагой. Благодаря этому банки могли бы давать кредиты под залог сертификатов и продавать их на бирже, что могло сделать их более ликвидными. Разработку поправки, по словам Медведева, курировал убитый первый зампред ЦБ Андрей Козлов, который в свое время был автором идеи создания ОФБУ.

Однако руководитель ФСФР Олег Вьюгин в среду в онлайн-интервью на портале журнала “Финанс” заявил, что “нельзя допускать средства любых инвесторов к ОФБУ и поэтому широкое использование этого инструмента как коллективной формы инвестиций недопустимо”. “ОФБУ – это имущественный комплекс, в котором совмещены рыночные и нерыночные риски, связанные с тем, что в рамках ОФБУ совмещены функции управления, хранения и контроля за имуществом, – сказал Вьюгин. – В ПИФах эти функции с целью минимизации нерыночных рисков разделены. В связи с этим система управления средствами через ПИФы может быть несколько дороже, чем через ОФБУ”. Как передал вчера “Ведомостям” через пресс-службу замруководителя ФСФР Сергей Харламов, служба “считает недопустимым <...>, в частности, обращение сертификатов ОФБУ в качестве ценных бумаг и соответственно их вторичное обращение”.

По словам Медведева, рассмотрение законопроекта должно состояться во время осенней сессии, однако пока поправку обсуждают ЦБ и НАУФОР. С представителями ЦБ и предправления НАУФОР Алексеем Тимофеевым связаться вчера не удалось. По словам Медведева, который также входит в группу, суть предложений НАУФОР в том, чтобы ввести либо более четкое регулирование деятельности ОФБУ, а именно ограничить круг инструментов инвестирования, либо ограничить доступ к ним инвесторов. Медведев утверждает, что НАУФОР тоже ставила под сомнение необходимость придания сертификату статуса ценной бумаги.

Банкиры считают, что ФСФР просто хочет помешать развитию ОФБУ, чтобы они не составляли конкуренции ПИФам. “В принципе, это логичная позиция ФСФР, которая хочет развивать только один инструмент – ПИФы, которые находятся в ее ведении. Мы занялись ОФБУ лишь потому что они предоставляют больше возможностей для инвестирования, чем ПИФы”, – говорит гендиректор управляющей компании “КИТ-Финанс” Владимир Кириллов. Пока вопрос о придании сертификатам ОФБУ статуса ценной бумаги остро не стоит – ведь даже паи ПИФов низколиквидны, но впоследствии, с развитием рынка, он станет актуальным, считает начальник управления доверительного управления активами банка “Зенит” Сергей Матюшин. “Интересно, почему ЦБ не вмешивается в регулирование ПИФов?” – задает риторический вопрос управляющий фондами Юниаструмбанка Денис Еганов. По его мнению, ФСФР следовало бы больше задумываться о развитии паевых фондов, в частности о расширении круга инвестиционных возможностей. “Если бы сертификаты ОФБУ стали ценными бумагами, управляющие ПИФами могли бы в виде их покупать иностранные ценные бумаги хотя бы в виде их производных”, – говорит он.

Но у руководителя ФСФР другая идея. В недавнем интервью “Ведомостям” он говорил, что вскоре появятся ПИФы, управляющие которыми смогут выйти за границы допустимых сейчас правил, например им будет разрешено покупать фьючерсы и опционы, но вложить средства в такие ПИФы смогут только квалифицированные инвесторы. “Пусть делают все что угодно, только зачем мешать ОФБУ?” – говорит на это Еганов.