Правила переноса


Кирилл Серебренников обещал актрисе Чулпан Хаматовой роль Клеопатры еще тогда, когда она висела вниз головой на трапеции на Малой сцене «Современника», изображая малолетнюю святую и армейскую давалку в спектакле «Голая пионерка». Итогом стал спектакль «Антоний и Клеопатра. Версия», в котором 2 октября на сцену «Современника» выйдут Чулпан Хаматова и Сергей Шакуров. Интересен в нем, однако, прежде всего не актерский состав, а очередная попытка переноса классического сюжета на современную почву, которую Серебренников предпринял при помощи уральского драматурга Олега Богаева.

Игры с переносом Серебренникову не впервой: они были и в «русской трилогии» в МХТ – «Лес», «Мещане», «Господа Головлевы», и в его последнем фильме (а до того спектакле) «Изображая жертву» по пьесе братьев Пресняковых, где отчетливо звучала тема русского Гамлета.

Однако осовременивание никогда не становилось для Серебренникова просто работой на публику – тем более что консервативный театральный зритель такого обращения с классикой вовсе не любит. Передвигая горьковских «Мещан» в 1953 год, а «Лес» Островского в застойные 70-е, режиссер не просто развлекался, но подчеркивал связь времен, демонстрируя, что тексты остаются политически и социально актуальными вне зависимости от эпохи. Так возникал в «Мещанах» в качестве центрального образа многоуважаемый шкаф эпохи сталинского ампира, а помещица Гурмыжская в финале «Леса» вдруг оборачивалась Аллой Пугачевой.

«Антоний и Клеопатра. Версия» обещает быть спектаклем совсем иного свойства. Премьера «Современника» переносит действие трагедии Шекспира на Кавказ, в спортзал бесланской школы, где Клеопатра носит хиджаб, а Антоний – военную форму федерала.

Нельзя сказать, что в Москве нет спектаклей про Беслан. Вот уже год, как в Театре.doc идет «Сентябрь.doc» – первая попытка осмысления этой трагедии, где звучит текст, составленный из прямых цитат, взятых из интернет-чатов и форумов, своего рода «коллективное бессознательное» по поводу Беслана. Но если «Сентябрь.doc» целиком выдержан в стилистике документального театра, то «Антоний и Клеопатра» попытается рассказать о трагедии театральными средствами аж в шекспировском масштабе. Политические аллюзии Серебренникову привычны, но впервые ему придется балансировать на столь тонкой грани художественной убедительности и политической актуальности – баланс, который режиссеру до сих пор все-таки удавалось не нарушать.

2, 3, 8 октября, «Современник», Чистопрудный б-р, 19А, тел. 621 64 73