Цена союза с Минском


На пресс-конференции в Минске, комментируя предложения “Газпрома” о повышении цены на российский газ в 2007 г. до $200 за 1000 кубометров, Лукашенко сказал, что “увеличение до таких размеров цены на газ – это однозначно разрыв всех отношений. В экономике – так это точно”.

Один из российских министров объяснил “Ведомостям”, что заявления Лукашенко вызваны провалом состоявшихся во вторник переговоров белорусского премьера Сергея Сидорского с российским коллегой Михаилом Фрадковым и председателем правления “Газпрома” Алексеем Миллером. Сидорский предложил сохранить цену на газ на нынешнем уровне ($46,68) в обмен на совместное управление газотранспортной компанией “Белтрансгаз” (БТГ). По словам зампреда правления “Газпрома” Александра Рязанова, “вопросы создания СП “Газпрома” и БТГ для управления транзитными трубопроводами и цены на экспорт газа в Белоруссию рассматриваются совершенно самостоятельно”. В то же время Белоруссия вполне может оплатить пакетом акций БТГ стоимость газа, говорит Рязанов.

Стороны уже наняли голландскую компанию ABN Amro для проведения независимой оценки БТГ. Источник, близкий к “Газпрому”, ожидает, что компанию оценят в $1–1,5 млрд. Более высокая цена газа по сравнению с Украиной ($130–140) объясняется тем, что украинцы приобретают дешевый центральноазиатский газ, напоминает источник. По оценкам МВФ, в случае удорожания газа до $200 в 2007 г. ВВП Белоруссии упадет на 0,7%, вырастут инфляция и бюджетный дефицит.

Заявление Лукашенко – это попытка усилить позицию на переговорах, уверен Александр Чубрик из минского Института приватизации и менеджмента. Сценарий повышения цены до $200 он считает нереалистичным. Цену определят “согласно предельной цене, которую может включить бюджет Белоруссии, что составляет около $97”, считает белорусский политолог Сергей Козловский.

Прежде Россия помогала Белоруссии рассчитываться за газ, предоставляя льготные кредиты, а затем соглашаясь на их реструктуризацию, напоминает российский министр. На нынешних переговорах вопрос о кредитовании не ставился, но к нему можно вернуться, говорит он.

(В подготовке статьи участвовали Кира Латухина, Мария Галицких, Елена Медведева.)