Нуралиев обогнал Гейтса


Объем рынка программ для управления предприятиями в России составил в прошлом году $236 млн – на 21% больше, чем в 2004 г. Об этом стало известно из отчета международной аналитической компании IDC, опубликованного на прошлой неделе. А в 2006 г., прогнозирует IDC, рост этого рынка превысит 28%.

В прошлом году изменился состав тройки лидеров рынка. Российская компания 1С за год увеличила долю рынка вдвое и заняла 3-е место, оттеснив Microsoft. Еще три года назад 1С вообще не входила в рейтинги IDC: аналитическая компания не считала предыдущие версии программ 1С средствами управления предприятием. Включать 1С в рейтинг IDC начала лишь с выходом в 2004 г. восьмой версии “1С: Предприятие”.

“Цифры говорят сами за себя, – объясняет Елена Семеновская, руководитель программ исследований IDC по рынку ПО. – 1С очень успешно конкурирует на рынке малых и средних предприятий, особенно с Microsoft”. По ее данным, ведущие участники этого рынка, SAP и Oracle, работают в основном с крупными российскими предприятиями и до сих пор не соперничали с 1С, но недавно рынком малых и средних предприятий заинтересовался SAP и он обязательно столкнется с 1С.

Но у 1С тоже есть своя ниша – эту систему могут позволить себе российские предприятия, которым ее аналоги просто не по карману, считает Евгений Стольберг, директор по корпоративному управлению и инновациям питерской компании “Совплим”, выпускающей фильтровентиляционное оборудование.

Oracle работает в разных с 1С нишах, практически не сталкивается в тендерах даже с Microsoft и конкурирует только с SAP, уверяет гендиректор представительства Oracle в СНГ Борис Щербаков. Программы других компаний предназначены для небольших предприятий, а для их установки не нужна кардинальная перестройка работы компании. А работа систем SAP и Oracle требует серьезной перестройки управления компанией, заключает он.

Исполнительный директор немецкой SAP в странах СНГ Борис Вольпе считает, что у 1С разумная стратегия – решение компании растет вместе с бизнесом клиентов. “Многие компании начинали работу с 1С, а теперь они растут, – замечает он. – Система 1С, как любимая игрушка, тоже преобразовывается, становится умнее и эффективнее, и при этом компания оставляет низкую цену на программу”. Вольпе считает, что SAP не будет напрямую конкурировать с 1С, хотя германская компания тоже готова поставлять систему всего на три рабочих места. Система SAP стоит несколько дороже потому, что у нее есть конкурентное преимущество: эта компания работает во всем мире и может использовать лучший общемировой опыт в отличие от локальных конкурентов, говорит Вольпе.

Рабочее место системы “1С: Предприятие” может стоить около $1000. Это намного дешевле западных систем. Когда “Связьинвест” приобрел систему Oracle Applications, холдинг заплатил около $1500 за рабочее место. Тогда эксперты говорили, что это очень дешево – обычно при покупке таких систем заказчики платят около $5000 за рабочее место. Однако “Связьинвесту” сделали скидку потому, что он заплатил в 2004 г. только за систему Oracle $150 млн – больше, чем весь объем рынка систем программ управления предприятием, составивший, по данным IDC, в 2004 г. $127 млн.