В Африке скрыться не получилось


В конце июля минюст США подал уголовный иск против трех бывших топ-менеджеров Comverse Technology – Александера, бывшего финдиректора Дэвида Крайнберга и бывшего генерального советника Уильяма Сорина по обвинениям в мошенничестве с опционами. 9 августа федеральный суд предъявил Александеру уголовные обвинения в оформлении опционов задним числом. Правда, сделать это пришлось заочно – бывший гендиректор Comverse Technology не явился на заседание суда и с тех пор скрывался от американских властей.

Все это время Александер совершенно открыто жил вместе со своей семьей в столице Намибии Виндхуке. И, судя по всему, собирался задержаться там надолго: он подал документы на получение временной регистрации, отдал детей в международную школу и даже купил в Виндхуке дом. “Продажа дома прошла очень гладко, – цитирует Bloomberg продавца Коллина Маттисена, – они вели себя очень любезно, и часть наших вещей до сих пор остается у них в гараже”. До переезда в собственное жилье семья остановилась в роскошном отеле Windhoek Country Club, где в прошлую среду Александер и был арестован.

Из-за коррупции, слабого надзора и отсутствия соглашений об экстрадиции африканские страны традиционно популярны среди тех, кто имеет проблемы с законом. Александер не учел одного: в Намибии хорошо развиты и правовая база, и бизнес-инфраструктура. Примерно месяц назад на счет Александера, въехавшего в Намибию накануне, было переведено несколько десятков миллионов долларов – огромная сумма по местным меркам, которая привлекла внимание сотрудника банковского регулятора. Поскольку Александер никогда подолгу не жил в Намибии, у него не было там ни семьи, ни деловых связей, это вызвало подозрения. Был послан запрос в Интерпол, там связались с ФБР, и вскоре выяснилось, что Александер находился в розыске. “Мы просто понять не можем, почему он решил приехать сюда”, – недоумевает американский чиновник, занимающийся этим делом.

У Намибии нет соглашения об экстрадиции с США, но утром в прошлую среду министр юстиции Намибии с одобрения парламента подписал разрешение на экстрадицию Александера. Ордер на арест был выписан незамедлительно, и к двум часам дня бывший гендиректор Comverse Technology оказался за решеткой. Слушания должны были начаться в пятницу, но были отложены до сегодняшнего дня, чтобы адвокаты успели подготовить ходатайство о выпуске Александера под залог.

Между тем в Бруклине прокурор огласил Александеру обвинения по 32 пунктам, в том числе в участии в сговоре, нарушении закона о ценных бумагах, предоставлении Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) фальсифицированной отчетности и отмывании денег. Если вина будет доказана, бывшему директору Comverse Technology грозит до 25 лет тюрьмы.

До основания в 80-е гг. Comverse Technology Александер служил в элитном подразделении израильской армии. Comverse Technology создавалась как семейный бизнес: членами ее совета директоров были сестра Александера, зять и отец. Но со временем компания стала мировым лидером в производстве технологий для голосовых сообщений, благополучно пережив кризис на рынке доткомов. Сейчас в ней работает 5000 человек, годовой доход составляет $1,2 млрд.

По данным минюста, в 1991–2005 гг. Александер исполнил опционы на $150 млн, получив $138 млн прибыли, пишет Reuters. При этом $6,4 млн он заработал на опционах, выписанных задним числом. Прокуроры утверждают, что Александер, Крайнберг и Сорин обманывали совет директоров, который и принимал решение о начислении опционов. Опционы выписывались задним числом, на дату, когда котировки акций Comverse Technology были низкими, но вскоре начинали расти. По данным ФБР, усилиями Александера и Крайнберга был создан тайный фонд для выплат грантов фиктивным сотрудникам, средства из которого распределялись среди нескольких человек. В июле 2006 г., зная, что в отношении его начато расследование, Александер перевел $57 млн на счет в Израиле.

Документы на экстрадицию Александера власти США должны представить в Намибию до 27 октября. Крайнбергу и Сорину обвинения пока не предъявлены. Суд отпустил их под залог в $1 млн. (Использованы материалы WSJ.)