Блокада


По словам представителя компании Ирины Данненберг, “Аэрофлот” пока отменил только вчерашний рейс, о полном прекращении полетов решение может последовать только сегодня. Сейчас у “Аэрофлота” по одному рейсу в день в Грузию – кроме субботы, возможные убытки от их отмены компания пока не подсчитывала.

Вчера в Тбилиси грузинские правоохранители передали председателю ОБСЕ Карелу де Гюхту четырех российских офицеров, арестованных на прошлой неделе и обвиненных в шпионаже. Вчера же офицеры улетели в Москву на самолете МЧС. Улетели и еще два заподозренных в шпионаже российских офицера, скрывавшихся в здании штаба Группы российских войск в Закавказье.

Грузинские политики не считают освобождение офицеров признаком слабости. “Мы делаем это из уважения к ОБСЕ, – говорит председатель комитета по международным делам парламента Грузии Константин Габашвили. – Мы своей цели добились: весь мир увидел, что российский истеблишмент не стремится строить нормальные отношения с Грузией”.

В заключении остаются 11 граждан Грузии, проходивших по делу, среди них контрактник российской армии Амир Асланян. “Они будут наказаны по всей строгости, я думаю, что их приговорят к пожизненному заключению”, – говорит председатель комитета по обороне грузинского парламента Гиви Таргамадзе и добавляет, что, если на грузинской территории еще раз поймают российских шпионов, об их выдаче не будет идти и речи.

Освобождение офицеров – не единственная вчерашняя уступка Тбилиси. Руководство Грузии готово к тому, чтобы российские миротворцы патрулировали Кодорское ущелье – хотя до шпионского инцидента в Тбилиси обещали не допускать присутствия там российских военных. Вчера Таргамадзе уверял: “Это решение было принято еще до задержания российских офицеров”.

Но России этого недостаточно. Как сообщил источник в Минтрансе, подведомственным агентствам и службам было предложено проверить выполнение соглашений с Грузией и принять меры в случае обнаружения нарушений. Уже вчера руководитель Федеральной аэронавигационной службы Александр Нерадько сообщил, что просроченная задолженность грузинских авиакомпаний за аэронавигационное обслуживание составляет $3,6 млн, поэтому решено прекратить авиасообщение с Грузией с 3 октября. Это решение касается авиаперевозчиков только России и Грузии, уточнил сотрудник Росаэронавигации.

А “Российские железные дороги” вчера объявили о прекращении пассажирского движения в сторону Грузии “из-за резкого снижения пассажиропотока”, говорит представитель РЖД. Отдельного рейса до Тбилиси у РЖД не было: три раза в неделю к поезду Москва – Баку прицеплялись два вагона. Грузовое сообщение пока не прекращено, но РЖД отказалась от закупок деталей на Тбилисском электровозоремонтном заводе (их объем мог составить 100 млн руб.).

ФГУП “Почта России” присоединилось к кампании по бойкоту Грузии и объявило о прекращении пересылки посылок и бандеролей, мотивировав это “несоответствием требованиям безопасности” содержимого почтовых отправлений. Прекращены и почтовые денежные переводы в эту страну – в связи с “систематической невыдачей в Грузии” посланных из России денег.

Председатель Госдумы Борис Грызлов заявил, что Госдума рассмотрит в среду закон, позволяющий правительству запрещать банковские переводы в отдельные страны. По словам зампреда комитета Госдумы по бюджету и налогам Владислава Резника, законопроект наделяет правительство правом накладывать ограничения на переводы как физическими, так и юридическими лицами.

Объемы денежных переводов в Грузию по почте незначительны, говорит директор системы денежных переводов “Юнистрим” Сурен Айриян, более 70% всех трансфертов от физических лиц из России в Грузию идет через платежные системы, что составляет $500–600 млн в год.

В Грузии ищут пути нейтрализации санкций. “В нацбанке Грузии работает комиссия по поиску альтернативных путей расчетов, – заявил “Ведомостям” председатель грузинского центробанка Роман Гоцеридзе, – деньги обязательно поступят туда, куда переведены, хотя отправителю это обойдется несколько дороже”.

Освобождения офицеров недостаточно, чтобы Россия отказалась от ответных мер в отношении Грузии, “которые даже нельзя и назвать санкциями”, объясняет председатель международного комитета Совета Федерации Михаил Маргелов: они принимаются для “приведения грузинского руководства в чувство”, чтобы “затем наладить конструктивный диалог”.

Российские санкции должны показать Грузии, что терпение Москвы на исходе и, вероятно, вскоре будут отменены, считает Александр Скаков из Российского института стратегических исследований.