Магазины как товар


Компания Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko провела недавно исследование с целью выявить предпочтения российских и иностранных инвесторов в сфере коммерческой недвижимости. Оказалось, что с начала 2006 г. почти половина (49%) всех инвестиций пришлась на сегмент торговли. По подсчетам специалистов С&W/S&R, общий объем вложений в торговый сектор недвижимости на конец августа 2006 г. составил примерно $2,9 млрд.

“События последних кварталов говорят о том, что российские и зарубежные девелоперы и инвесторы высоко оценивают перспективы российского рынка торговой недвижимости”, – вторят коллегам аналитики Colliers International. По их мнению, одним из лучших индикаторов этого является тот факт, что заявления о готовности инвесторов вложить более $100 млн в создание или покупку многофункционального комплекса звучат все чаще, а размер предполагаемых к реализации проектов суперрегиональных центров увеличивается.

В первом полугодии 2006 г. было объявлено о крупнейших в истории рынка сделках купли-продажи многофункциональных комплексов: “Молл Гэллери” (два функционирующих объекта и две площадки для строительства) и “Золотой Вавилон” (два функционирующих объекта). Консультанты особо отмечают, что инвесторы приобретали не только готовые ТЦ, но и проекты, а также еще не введенные в эксплуатацию объекты. По мнению специалистов компании Becar. Commercial Properties, ранее московские девелоперы предпочитали самостоятельно либо с помощью профессиональной компании управлять торговыми центрами и получать доход от сдачи в аренду торговых площадей. “Продажа действующего ТЦ, как правило, не рассматривалась в качестве успешного завершения девелоперского проекта, – говорится в отчете Becar. Commercial Properties. – Если действующие торговые центры начнут пользоваться повышенным спросом, то потенциальные инвесторы получат возможность вкладывать деньги в доходный и стабильный бизнес, а девелоперы смогут высвобождать средства под новые проекты, избавляясь от необходимости привлекать слишком длинные деньги”.

Оживление девелопмента в торговом секторе подтверждает обозначенную тенденцию. По словам Алексея Линькова, члена совета директоров группы “РТМ” (холдинг “Марта”), активность девелоперов можно объяснить высокой нормой прибыли на инвестиции, вложенные в проекты торговой недвижимости, – до 22% без учета роста рыночной стоимости самих объектов.

“Многие из пребывавших долгое время в замороженном состоянии проектов девелопмента вступили в строительную фазу: “Белорусский / Площадь Тверской заставы”, “Павелецкая площадь”, ТЦ на территории Первого хладокомбината. Близки к завершению проекты “Мега Белая дача”, “Рамстор” на проспекте Вернадского, ТРК “Европейский”, введен в эксплуатацию ТК “Город”, – констатирует Ольга Ясько, руководитель отдела аналитики рынка торговой недвижимости Colliers International. Задержки в реализации проектов объясняются как сложностью согласований – например, в случае с подземным комплексом на Павелецкой, – так и деятельностью Росприроднадзора, который на два месяца приостановил строительство “Европейского”.

Одним из крупнейших на настоящий момент проектов является возведение мегамолла на пересечении МКАД и Дмитровского шоссе (девелопер – ГК “Ташир”). По сообщению компании, площадь мегамолла составит 260 000 кв. м. В состав комплекса войдет торговый центр площадью 220 000 кв. м и офисно-гостиничный комплекс на 40 000 кв. м. Комплекс планируется возвести до конца 2007 г., объем инвестиций составляет около $200 млн. “Ташир” обещает, что этот комплекс станет первым этапом огромного ритейл-парка, который расположится на Дмитровском шоссе.

По мнению аналитиков Knight Frank, все более перспективным направлением девелопмента становится Подмосковье, где еще сильнее, чем в Москве, ощущается дефицит качественных торговых помещений. Холдинг Douglas Consulting и канадская компания Midland Group объявили о намерении вложить $200 млн в строительство 80 торговых центров сети Strip Mall в Подмосковье и Ленинградской области. Как ранее рассказал “Ведомостям” первый заместитель главы российского представительства DC Александр Шнайдер, торговые центры под общим названием Strip Mall разместятся вдоль федеральных трасс в непосредственной близости от городов, для чего на вторичном рынке уже приобретено более 20 земельных участков. Компания RIGroup анонсировала семь проектов в Подмосковье с общим объемом инвестиций в $125 млн. “Подмосковное направление для девелоперов весьма перспективно, – говорит Юлия Дальнова, директор отдела торговой недвижимости Knight Frank. – Уже сейчас уровень ставок аренды на торговые помещения в крупных подмосковных городах практически не отличается от московского”.