В воздух без НДС


Введение льготы не повлияет на конкурентоспособность российского авиапрома, полагает руководитель пресс-службы “Аэрофлота” Ирина Данненберг: “Отечественные дальнемагистральные самолеты проигрывают зарубежной технике по топливной эффективности, да и предложение российского авиапрома практически отсутствует”.

Освобождение от НДС или снижение этого налога даст “глоток свежего воздуха отечественным авиастроителям”, заявил вчера Иванов. “Страна не обеднеет от такой меры”, – цитирует Иванова “Прайм-ТАСС”. Впоследствии можно будет подумать и о снижении или отмене ввозных таможенных пошлин для самолетов, которые не производятся в России, добавил он.

Весной с аналогичным предложением выступило Минэкономразвития. Его позиция с тех пор не изменилась. Вчера министр экономразвития Герман Греф заявил, что его ведомство за отмену НДС на производство и экспорт самолетов и авиакомпонентов. В США даже налог с продаж на производство самолетов Boeing не взимается, цитирует Грефа “Интерфакс”. Поддерживает Греф и идею отмены пошлины на импорт новых самолетов (кроме аналогичных тем, что производятся в России).

“Это правильное, но запоздалое предложение”, – говорит депутат Госдумы Александр Лебедев. Ни в Европе, ни в Канаде, ни в Бразилии не берут НДС с авиапрома, а российское правительство инвестирует в авиапром, но потом само же забирает эти деньги в виде налогов, отмечает Лебедев.

Но против отраслевых налоговых льгот выступает Минфин. А сотрудник одного из экономических ведомств отмечает, что по Налоговому кодексу при освобождении от НДС отечественных самолетов придется сразу же распространить эту меру и на импортные самолеты. “Смогут ли в таком случае отечественные производители выдержать конкуренцию с западными, мы не знаем”, – говорит чиновник.

Освободившись от НДС, производители самолетов потеряют право и на вычет НДС, уплаченного поставщикам комплектующих, отмечает Вячеслав Голик из юркомпании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”. Это увеличит стоимость отечественного самолета на размер НДС, уплаченного на материальные ресурсы при строительстве самолета, что сделает его неконкурентоспособным по сравнению с ввозимой техникой, говорит чиновник одного из ведомств. Другой чиновник экономического блока считает, что освобождению от НДС следует предпочесть его нулевую ставку.

А финансовый директор “Ильюшин финанс” Николай Дадонов уверен, что освобождение производителей от НДС – не самая эффективная мера. Доля добавленной стоимости в цене самолета – 20–25% и отмена НДС снизит себестоимость самолета лишь на 3–4%, подсчитал он. “Это неплохо, но не решает задачу снижения себестоимости”, – говорит Дадонов. Нужны другие меры фискальной поддержки – снижение таможенных пошлин на импорт комплектующих и налога на имущество, подчеркивает Дадонов. “Для производителей важнее освобождение от НДС комплектующих, так как возмещение налога мы получаем только через полтора года после приобретения комплектующих, и приходится привлекать заемные средства”, – соглашается вице-президент “Иркута” Дмитрий Елисеев.