ГЛОБАЛИСТ: Кто из племени иджо?


Ситуация с проектом “Сахалин-2” демонстрирует печальную вещь – атрофированность базовых регуляторных функций государства и их подчиненность конкретным коммерческим интересам.

Вряд ли у кого-то есть сомнения в том, что “Сахалин-2” – экологически небезупречный проект. Тем более странным выглядело выданное проекту ранее положительное заключение экологической экспертизы и отсутствие со стороны властей каких-либо шагов, направленных на совместное с инвестором решение экологических проблем. Шум поднимали только представители гражданского общества, независимые экологи. Власти молчали.

Но когда у главного лоббиста страны – “Газпрома” возникли проблемы в переговорах с главным акционером проекта, Shell, об обмене пакета акций в “Сахалине-2” на долю в Заполярном месторождении, помощь экологического регулятора понадобилась. Интерес “Газпрома” к проекту вызвал небывалый всплеск природоохранной риторики: по “Первому каналу” постоянно демонстрируют мертвых рыб и срубленные деревья. Так и представляешь себе, как в проект приходит “Газпром” и бросает все силы на спасение серых китов.

Не припомню подобного природоохранного рвения в ситуациях с позорными попытками замять экологическую опасность проекта строительства нефтепровода по берегу Байкала, который в итоге был отвергнут Путиным. Не было такого рвения и в случае с намерением “Газпрома” провести газопровод через алтайское высокогорное плато Укок, внесенное в список наследия ЮНЕСКО. Там с экологией, видимо, все в порядке. Не в порядке у Shell, которая, судя по всему, не хочет уступать долю в “Сахалине-2” по сходной цене.

Министр Юрий Трутнев даже сходил к президенту, чтобы доложить об этой ситуации. И получил полное одобрение своих действий. Как и два года назад, когда Минприроды угрожало отозвать лицензии на разработку нефтяных месторождений “Юганскнефтегаза” по причине “серьезных нарушений”. Потом “Юганскнефтегаз” отняли у ЮКОСа, оценили дешево из-за высокого риска отзыва лицензий, выставили на аукцион и передали “Роснефти”. С тех пор о “серьезных нарушениях” больше никто ничего не слышал – хотя их вряд ли можно устранить за короткое время. Но после передачи компании в нужные руки угроза отзыва лицензий отпала.

Есть и другая история – постоянная угроза отзыва лицензии на разработку Ковыктинского месторождения у “Русиа Петролеум”. Там лицензионные сроки еще не наступили, а разговоры о “серьезных нарушениях” слышны уже несколько лет. При этом “Газпром” вот уже второй раз (первый раз – в 1990-х) срывает сроки разработки крупнейших ямальских месторождений, из-за чего в стране дефицит газа, – и никаких нарушений.

Двойные стандарты Кремля давно уже не секрет. Хуже другое – такие важнейшие функции власти, как надзор за сохранностью окружающей среды и пользованием недрами, используются в чьих-то интересах.

В июле 2006 г. Владислав Сурков в очередном выступлении заметил, что России негоже походить на “какое-нибудь племя иджо из Нигерии, которому компания Shell определяет, сколько им дать денег за ущерб, нанесенный их земле”. На самом деле сходство России с Нигерией определяется вовсе не действиями компании Shell. Ужас в том, что между моделью поведения Кремля и нигерийских властей все меньше и меньше отличий.