Интерьерный бум


Вчера немецкая сеть OBI открыла свой первый магазин в Петербурге. Он расположен на Лахтинском проспекте. Компания инвестировала в проект около $15 млн, три аналогичных объекта откроются до конца года в торговых центрах “Мега” на Мурманском шоссе и в Буграх, а также в торговом центре “Радуга” на проспекте Гагарина.

О планах работы на петербургском рынке OBI заявила еще в 2004 г. одновременно с британской Castorama и финской Kesko. С тех пор Kesko приобрела примерно за $20 млн петербургскую сеть “Строймастер”, которая включает сейчас шесть магазинов и работает под финской маркой “К-Раута”. Сеть Castorama открыла в июне первый гипермаркет стоимостью около $25 млн на Дальневосточном проспекте. Второй объект сети планируется к открытию на Пулковском шоссе в 2007 г.

Нашествие иностранных сетей продолжится. Французская Leroy Merlin рассматривает возможность выхода на региональные рынки, и в том числе в Петербург, сообщил вчера “Ведомостям” гендиректор российского подразделения Leroy Merlin Паскаль Лефевр. Детализировать эти планы Лефевр отказался.

До конца года и в 2007 г., по прогнозу Colliers, запланировано к открытию еще 12 торговых центров сегмента DIY, в результате чего объем торговых площадей вырастет почти вдвое со 195 000

кв. м до 380 000 кв. м. Выходящих на рынок игроков это, впрочем, не смущает.

Петербург отличается от других российских городов тем, что здесь уже существует конкуренция между марками, в том числе международными, считает гендиректор OBI по России Романо Куинци. “Город может вместить еще много магазинов сегмента DIY, вряд ли какие-то из магазинов закроются”, – говорит Куинци. По его прогнозу, рынок будет расти еще примерно 20 лет. Темпы роста он не уточнил. Не менее оптимистичен гендиректор Castorama Russia Питер Партма, по словам которого в Петербурге “рынок пока еще недооценен, цены на стройматериалы и товары для дома слишком высокие, а конкуренция еще достаточно низкая”. Его компания в течение трех-четырех лет планирует открыть шесть-восемь магазинов, сообщил Партма на открытии первого гипермаркета Castorama.

Местные игроки менее оптимистичны. Исполнительный директор строительного торгового дома “Петрович” Виктор Адамов отмечает усиление конкуренции с приходом на рынок новых игроков. “Хотя мы работаем в другом сегменте (80% оборотов компании приходится на оптовую торговлю), приход в город таких марок, как OBI, Leroy Merlin и Castorama, скажется и на нас”, – говорит Адамов. Он полагает, что основной удар придется на локальные сети, ориентированные на розничного покупателя, такие как “Максидом” и “Метрика”.

Замгендиректора по закупкам и логистике сети строительных гипермаркетов “Метрика” Алексей Вождаев говорит, что теоретически конкуренция может усилиться, но для этого должна возникнуть географическая близость с приходящими в город сетями. О конкуренции еще рано говорить – OBI и Castorama открыли только по одному объекту, напомнил он. “Емкость петербургского рынка пока позволяет выдерживать даже такое соседство, к тому же наша сеть старается занимать свою собственную нишу в среднем и экономсегменте”, – говорит Вождаев.

Победить локальных игроков иностранным конкурентам будет непросто, считает управляющий партнер “АйБи Групп” Юрий Борисов. “Потребителям безразлично, какой национальности тот или иной бренд, ему важны цена, ассортимент, удобная парковка. Опыт продуктового рынка Москвы показывает, что приход крупных европейских сетей действительно сильно влияет на цены, однако и местные сети никуда не исчезают и могут работать вполне эффективно”, – рассуждает эксперт.

С ним согласен директор департамента инвестиционного консалтинга Colliers International Николай Казанский. Он считает, что сети оттеснят прежде всего небольшие и менее современные магазины и рынки.

По прогнозу Адамова, о насыщении рынка строительных и отделочных материалов, который динамично растет вслед за объемами строительства, можно будет говорить примерно через два года.

“Интерьерный” бум, начавшийся в России в 2005 г., будет продолжаться три-четыре года, согласен гендиректор консультационной компании “Торговые решения” Алексей Крамарев. “С ростом доходов потребители начинают не только хорошо питаться и одеваться, но и задумываются о том, в какой обстановке они живут”, – говорит Крамарев. Повышенный интерес к интерьерным товарам сохранится примерно до 2009–2010 гг., после чего можно будет говорить о насыщении этого сегмента, утверждает он.