КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Император Дерипаска


Сегодня-завтра, в крайнем случае в начале следующей недели Glencore, а также акционеры “Русала” и “Суала” подпишут соглашение об объединении своих алюминиевых активов. Предполагается, что в “большом “Русале” Олег Дерипаска получит около 65%, акционеры “Суала” – около 21%, а швейцарский трейдер – около 14%. Сделка выглядит крайне привлекательной для всех ее участников. Дерипаска теперь станет самым главным алюминиевым магнатом мира, ведь по объему производства металла “большой “Русал” обгонит нынешнего лидера – американскую Alcoa. Glencore и акционеры “Суала” увеличат стоимость своих активов, внеся их в “общую копилку”. В этом они совсем скоро смогут убедиться воочию – будущие партнеры договорились, что в течение трех лет компания разместит около 10% акций на бирже.

Правда, в ближайшие год-два партнерам предстоит сложная притирка друг к другу. Огромное хозяйство трех компаний предстоит объединить, расставить менеджеров на ключевые позиции, а самим акционерам – договориться о том, в какой степени каждый из них сможет влиять на политику компании. Молва приписывает Дерипаске и Виктору Вексельбергу недюжинную напористость в отстаивании своих точек зрения. А ведь еще с десяток лет назад Александр Лебедь выдал блестящую сентенцию: “Двоим пернатым в одной берлоге не ужиться”. И впрямь в России сделок подобного масштаба еще не было. А единственной (затевавшейся при этом аж два раза) – слиянию ЮКОСа и “Сибнефти” так и не суждено было сложиться.

Не хочется, чтобы такая же судьба ждала и мегаалюминиевую сделку. Ведь когда период притирки закончится, перед компанией откроются новые перспективы. До сих пор “Русал” рос за счет того, что на имеющиеся деньги скупал активы по всему миру. Для компании, которая зарабатывает пусть и $1,65 млрд в год, это далеко не самый оптимальный путь развития. Через три года у “большого “Русала”, капитализацию которого аналитики уже сейчас оценивают в $30 млрд, появится другая валюта – собственные акции. А партнер в лице Glencore, работающий со многими сырьевыми компаниями мира, и председатель совета директоров, создатель BHP-Billiton Брайан Гилбертсон наверняка способны предложить объединенной компании ряд подобных сделок. Можно допустить, что через некоторое время “Русал” будет интересоваться не только алюминиевыми активами, отказавшись от ориентации исключительно на производство “чушек”. Да, сейчас компания зарабатывает на порядок больше конкурентов. Но так длиться будет до тех пор, пока в России сохранятся толлинг и крайне низкие издержки на производство металла. Но инфляция, рост доходов населения, тарифов монополий, в том числе и на электричество, будут съедать конкурентное преимущество “Русала”. Да и алюминий не всю жизнь стоил $2500 за тонну. Так что “большому “Русалу” имеет смысл поискать еще одну подпорку своему бизнесу. Это может быть и покупка зарубежных предприятий по переработке алюминия. Ведь помимо высокой маржи они принесут компании новых клиентов, которых так не хватало проданным “Русалом” год назад прокатным заводам в России. Не стоит исключать и возможность диверсификации компании в другие отрасли. Ведь через несколько лет “Русалу” по плечу будут самые масштабные сделки.