ПРЕМИЯ: Эхо сотворения мира


К сожалению, и в бизнесе, и в любви, и в науке жизнь бывает такой несправедливой. Случалось вам осознавать, что за ваши идеи хвалят кого-то другого? Бывало ли ваше прозрение осмеяно только затем, чтобы позже, произнесенное кем-то другим, получить признание?

На днях Джон Мазер и Джордж Смут получили Нобелевскую премию по физике “за работу, позволяющую проследить развитие вселенной и понять процесс возникновения космоса, звезд и галактик”. Конечно же, оба ученых более чем заслужили награду. Но как минимум столь же достойным лауреатом был бы Георгий Гамов и его ученики, сделавшие поразительное научное предсказание в 1948 г. (русский физик Гамов не вернулся в Советскую Россию после научной командировки в 1933 г. – “Ведомости”).

Гамов – один из ключевых архитекторов теории Большого взрыва, предполагающей, что мир был рожден в невообразимо горячем взрыве, разбросавшем звезды и галактики по расширяющейся вселенной.

Но как проверить, насколько эта картина соответствует реальности? Гамов и его ученики Ральф Альфер и Роберт Херман предположили, что Большой взрыв должен был быть настолько высокотемпературным, что порожденное им излучение должно до сих пор распространяться по вселенной. Они полагали, что это эхо сотворения мира должно было за миллиарды лет остыть и пронизать вселенную излучением с температурой на пять градусов выше абсолютного нуля. Их совместная работа стала одной из самых влиятельных научных работ XX в., вехой, положившей начало космологии как подлинной науки.

Однако современниками та публикация была встречена холодно и отправлена в корзину чудаковатых идей, которые невозможно проверить.

В 1965 г. Арно Пензиас и Роберт Уилсон прочесывали небо с помощью огромной рупорной антенны в Холмделхорне, штат Нью-Джерси, и обнаружили неприятный фоновый “шум”. Некоторое время они не думали, что шум вообще исходит из мирового пространства – это могли быть помехи, вызванные, к примеру, птичьим пометом, попавшим на поверхность телескопа. Позже в дискуссиях возникла мысль, что ложный шум мог быть предсказанным Гамовым остаточным излучением Большого взрыва.

Примечательно, что на эхо Большого взрыва приходится значительная часть помех, которые вы слышите по радио. Когда крутите ручку настройки радиоприемника, вы буквально ловите сигналы сотворения мира. Если бы наши глаза могли различать микроволновое излучение, мы бы видели, как каждую ночь небо озаряется мягким свечением.

Пензиас и Уилсон получили Нобелевскую премию в 1978 г. Они определили, что гамовское фоновое излучение имело температуру 2,7 градуса выше абсолютного нуля, что поразительно близко к первоначальному прогнозу. Но работы Гамова и его учеников были просто проигнорированы, на что сам ученый, всегда сохранявший благородство, никогда публично не жаловался.

Нынешняя Нобелевская премия признает работу Мазера и Смута, которые проводили экспериментальную часть работы с помощью спутника Cosmic Background Explorer, замерявшего инфракрасные и микроволновые излучения и позволившего составить детальное представление о гамовском остаточном излучении. Составленную учеными поразительную схему следов излучения Большого взрыва журналисты назвали “лицом Бога”. Скорее это “фотография” вселенной в младенчестве, когда ей было лишь около 400 000 лет: на ней хорошо видна микроскопическая рябь, выросшая впоследствии в современные галактики.

Так почему Нобелевский комитет проигнорировал Гамова? Некоторые считают, что никто не принимал его всерьез, поскольку он был художником-любителем, рисовавшим детские книжки (есть, например, классическая серия “Мистер Томпкинс в Стране чудес”, научившая целое поколение школьников, в том числе и мое, восхищаться миром квантовой физики и теории относительности). Другие говорили, что он был слишком колоритной фигурой, пользующейся дурной славой из-за склонности подшучивать над всеми. Однажды он, например, добавил к статье, написанной им самим и его студентом Альфером, имя физика Ханса Бете, и в результате статья могла быть известной как “работа Альфера – Бете – Гамова”. Он был также знаменит в научной среде своими стихотворными миниатюрами-лимериками.

То, что Гамов и его ученики так и не получили Нобелевскую премию, – позор. Но, возможно, они получили что-то более важное. Премии приходят и уходят, а окончательное подтверждение их монументальных работ проявляется каждую ночь, когда излучение, которое они предсказали, пронизывает ночное небо и дарит всем нам отблеск происхождения мира. (WSJ, 4.10.2006)