Стабфонд заработал


Вчера Минфин направил в правительство первый квартальный отчет о размещении средств стабфонда, которое началось 24 июля. По словам источника в Минфине, к 1 октября ЦБ начислил на счета министерства 8,2 млрд руб. дохода. “В конце сентября доходность [портфеля ценных бумаг] достигала около 5% годовых в рублях и почти 10% в долларах, но из-за ухудшения нефтяной конъюнктуры и фондовых индексов снизилась в рублях до 4,1%”, – говорит чиновник Минфина.

Порядок управления стабфондом установлен 21 апреля правительством. Рублевые средства стабфонда конвертированы в валюты (по 45% в долларах и евро, 10% в фунтах стерлингов) и размещены на счетах в ЦБ. За пользование ими ЦБ должен уплачивать процент. Чиновник Минфина утверждает, что к 1 ноября рублевые средства стабфонда будут полностью конвертированы в валюты.

Для размещения денежных ресурсов Минфин согласовал с ЦБ портфель ценных бумаг – по странам-эмитентам, срокам обращения, объемам выпусков, рассказывает чиновник Минфина. Структуру и конкретное наполнение портфеля чиновник не раскрыл, назвав эти сведения “конфиденциальными”. По Бюджетному кодексу ЦБ может размещать золотовалютные резервы (ЗВР) в надежные высоколиквидные активы – облигации государств с наивысшим инвестиционным рейтингом. Доходность по этим вложениям в 2004–2005 гг., по словам председателя бюджетного комитета Совета Федерации Евгения Бушмина, составляла 1,75–2,5% в рублях.

Процент, который должен начислить ЦБ за год пользования средствами стабфонда, составляет 4,87%, говорит чиновник Минфина.

Для консервативной стратегии, которой придерживаются Минфин и ЦБ, планка доходности и результат адекватные, считает аналитик банка “Траст” Павел Пикулев.

Аналитик “Ренессанс Капитала” Николай Подгузов сетует на то, что стабфонд переводился из рублей в валюту постепенно: “Если бы весь капитал заработал сразу, ЦБ скорее всего достиг бы заданной Минфином планки”.

Доллар падает, а евро застыл, так что ЦБ добился хороших результатов, считает Бушмин. Более успешное управление стабфондом по сравнению с ЗВР он объясняет тем, что ЦБ стал использовать более рискованные инструменты. “При размещении ЗВР приоритетом для ЦБ является надежность, на втором месте снова надежность и только на двадцать пятом – доходность. А для стабфонда доходность все-таки на втором месте”, – объясняет Бушмин.

“Всегда можно сказать, что доходность могла бы быть и выше, но если сравнивать со временем, когда стабфонд просто лежал, то выгоды налицо – появились реальные цифры”, – радуется главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. Теперь давление лоббистов на Кудрина снизится: появился дополнительный аргумент, чтобы пресечь покушения на стабфонд.

Квартал – не тот срок, чтобы адекватно оценить результат, говорит главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков и подчеркивает, что размещение стабфонда пришлось на период, когда рубль почти не укреплялся. Если же ЦБ возобновит укрепление национальной валюты на 7–8% в год, то в июле 2007 г. доходность может оказаться отрицательной.

Чтобы повысить доходность, необходимо теперь изменить Бюджетный кодекс и закон о ЦБ – разрешить инвестировать накопления в акции и облигации высоконадежных международных компаний, говорит замруководителя аппарата правительства Михаил Копейкин. Следующим шагом, по его мнению, должны стать подготовка нормативных документов о создании фонда будущих поколений и отбор на тендере частных управляющих компаний для размещения национальных накоплений.

Получить комментарии в ЦБ вчера не удалось.