Возвращение


Вчера Центробанк опубликовал предварительную оценку платежного баланса страны за III квартал. Она оказалась не менее удивительной, чем во II квартале. За июль, август и сентябрь чистый ввоз капитала составил $13,9 млрд. Это лишь на $3,7 млрд меньше пересмотренных ЦБ итогов апреля – июня. Получается, что за шесть месяцев ввоз капитала ($31,5 млрд) компенсировал его отток за 2001–2005 гг. ($31,7 млрд). Причем успешным этот квартал оказался со всех точек зрения – по данным Центробанка, прямые иностранные инвестиции в российские компании выросли с $13,2 млрд до $20,8 млрд. Обязательства банков увеличились на $11,7 млрд, а компаний на $1,3 млрд. В частности, за это время Газпромбанк привлек $500 млн, ТНК-BP – более $3 млрд, МТС – более $1 млрд.

Аналитик Банка Москвы Егор Федоров называет результаты III квартала логичными: “Только за июль и август компании и банки заняли за рубежом около $10,4 млрд, еще около $3 млрд пришло в сентябре”. “Сейчас русские заемщики пачками выходят на внешний рынок, никакого замедления темпов не видно, – говорит аналитик. – Все более популярны становятся CLN (ноты, привязанные к кредитам. – “Ведомости”), которые позволяют предприятиям открывать минимум информации, а инвесторам получать премию”. Занимать в валюте, а не в рублях сейчас выгоднее, констатирует аналитик “Уралсиба” Дмитрий Дудкин. Во-первых, долларовые ставки сейчас ниже рублевых, а во-вторых, доллар является слабой валютой и занимать удобнее именно в нем, объясняет аналитик. Кроме того, крупные заемщики хорошего качества вряд ли найдут на российском рынке достойный спрос на свои бумаги, продолжает Дудкин: “Сложно представить, что “Газпром” или ТНК-ВР смогут разместить в России облигации на $1 млрд, если только не предложить инвесторам очень высокую доходность”.

Российские банки и компании активно занимают деньги за рубежом еще и потому, что инфраструктура и законодательная база для размещения внутри страны недостаточно развиты, говорит старший вице-президент банка “Русский стандарт” Леван Золотарев. По его словам, банки, которые берут в долг за границей, диверсифицируют свои риски при размещении у разных групп инвесторов и в ближайшее время значительную часть в структуре заимствований российских компаний будут составлять зарубежные выпуски.

Впрочем, стоит ли чиновникам радоваться притоку капитала так же, как они огорчались его оттоку – это большой вопрос. “Приток капитала был во многом обусловлен сигналами от Центробанка, который обещает укрепление рубля, – полагает главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков. – Но этот же приток резко увеличивает объем эмиссии и тем самым влияет на рост инфляции”.