$78 млрд за связь


Расходы россиян на оплату телекоммуникационных услуг вырастут с прошлогодних $25 млрд до $31 млрд в 2006 г., а в 2010 г. они составят $69–78 млрд. Такой прогноз сделал вчера главный управляющий второго по величине российского альтернативного оператора фиксированной связи Golden Telecom (GT) Жан-Пьер Вандромм на бизнес-форуме “Новая экономика”. Как следует из материалов его выступления, направленных GT в Американскую комиссию по ценным бумагам и биржам, в своих выводах Вандромм опирается на оценки российской аналитической компании iKS-Consulting и британской газеты Financial Times и исходит из предположения, что соотношение расходов на связь к ВВП в России будет стремиться к уровню Великобритании, а темпы роста российского рынка телекоммуникаций сохранятся до 2010 г. Основными источниками роста телекоммуникационного рынка Вандромм считает развитие высокоскоростного доступа в Интернет и конвергенцию, т. е. совмещение нескольких технологий.

Эксперты сомневаются, что российский рынок связи в ближайшие годы продолжит расти на 30% в год. “Это слишком оптимистичный прогноз, – считает аналитик ACM-Consulting Александр Шатиков, – он сильно зависит от макроэкономических показателей, в первую очередь от цен на нефть и газ, с которыми связан рост доходов населения”. Председатель совета директоров Comnews Research Оксана Панкратова констатирует, что в последние годы почти половина общего прироста рынка приходилась на мобильную связь. Но сейчас, отмечает она, рост доходов сотовых операторов замедлился. А Шатиков ожидает, что для передачи голосового трафика операторы начнут активно использовать интернет-каналы и разделение между передачей голоса и данных сойдет на нет. Поэтому больше всего будут зарабатывать те операторы, которые смогут предложить услуги по всему спектру рынка, рассуждает он. Таким оператором, по мнению аналитика, может стать МТС, если объединит бизнес с крупнейшим российским альтернативным оператором “Комстар – Объединенные телесистемы” (обе компании контролирует АФК “Система”).

Вице-президент МТС Михаил Шамолин не комментирует возможность объединения операций своей компании и “Комстара”. Он ожидает, что в России мобильная связь вскоре станет популярным каналом доступа в Интернет и сотовые абоненты будут более активно пользоваться интернет-услугами. А голосовая связь становится все более массовым потребительским товаром и операторы смогут заработать больше благодаря более адресным тарифным предложениям, ожидает он. Сейчас многие абоненты тратят на связь заранее установленную сумму, и она будет расти вместе с достатком населения, считает он.

Ведущий менеджер по коммуникациям “Вымпелкома” Светлана Анурова отмечает, что количество минут, которые средний абонент ежемесячно использует для разговора по мобильнику, растет вместе с доходами населения. “Вымпелком” связывает надежды на рост рынка с более адресными и гибкими тарифами. “Но на этом рынке трудно что-то предсказывать, – предупреждает Шамолин. – Правильная стратегия – участвовать во всех новинках и смотреть, какая технология выиграет”.