Долги на вырост


Изначально “Секвойя” не собиралась привлекать сторонних инвесторов, рассказал “Ведомостям” Евгений Бернштам. Но после выступления на одной конференции в Вене к нему подошли представители сразу двух инвестфондов с предложением войти в капитал “Секвойи”. Вдохновившись этим, “Секвойя” решила разослать информацию о себе в разные инвестбанки. И Goldman Sachs сделал самое интересное предложение. Переговоры продолжались семь месяцев.

Американский инвестбанк сделку не комментирует.

Бернштам говорит, что она совершается в два этапа – покупка пакета акций у владельцев “Секвойи” и выкуп допэмиссии. В результате доля американского инвестора будет, по его словам, “очень существенной, но меньше контрольной”. Представитель Goldman Sachs займет одно из пяти мест в совете директоров компании. Партнеры договорились, что ключевые менеджеры и акционеры в течение трех лет меняться не будут.

“Секвойя”, по словам Бернштама, рассчитывает получить от иностранного совладельца деньги на выкуп долгов и развитие региональной сети. Сейчас “Секвойя” оценивает свою долю на рынке коллекторских услуг в России в 60–70%. Из $150 млн долгов в ее портфеле $120 млн приходится на банковские кредиты. С учетом того, что, даже по официальной статистике, объем просроченных розничных кредитов составляет $1,5 млрд, большая часть которых остается на балансах банков, “Секвойя” уже контролирует 8% этого рынка, подсчитал Бернштам.

Привлечение такого солидного инвестора, как Goldman Sachs, серьезное подспорье для “Секвойи” и значимое событие для рынка, комментирует Сергей Шпетер, директор по развитию бизнеса долгового агентства “Пристав”. Он считает, что Goldman Sachs заплатил за партнерство с “Секвойей” не менее $10 млн. По его словам, в ближайшие два-три месяца следует ждать аналогичных сделок между не менее известными инвесткомпаниями и российскими коллекторскими агентствами. В частности, “Пристав” сейчас ведет переговоры с пятью банками мирового уровня, а ряд британских хедж-фондов уже участвуют в его капитале, рассказывает Шпетер.

Претензии “Секвойи” на контроль над рынком Шпетер называет слишком смелыми. По его словам, “Секвойя” наравне с “Приставом” и Финансовым агентством по сбору платежей – ведущие российские игроки, а еще есть региональные лидеры. Портфель “Пристава” Шпетер оценивает в $40 млн. Но оговаривается, что, поскольку в отрасли нет единого регулятора и стандартов отчетности (например, часто портфели просроченных долгов остаются на балансе банков, пока агентства с ними работают), сравнивать показатели компаний трудно.

Goldman Sachs стремится в те перспективные сегменты российского рынка, где нет еще его глобальных конкурентов, считает менеджер российского офиса крупного инвестбанка. Рынок работы с просроченной задолженностью выглядит привлекательно – кредитные портфели банков динамично растут и логично ожидать, что они охотнее станут делиться проблемными кредитами с коллекторскими агентствами, говорит директор по инвестициям фонда Aurora Андрей Гурин.