Мягкая посадка для “АвтоВАЗа”


До перехода “АвтоВАЗа” под контроль “Рособоронэкспорта” основные доходы группы “Сок” приходились на бизнес, связанный с “АвтоВАЗом”. Через компанию “Соло” группа имела эксклюзивное право продажи вазовских запчастей. В случае расторжения контракта со стороны “АвтоВАЗа” он должен был выплатить “Соку” 14 млрд руб. Но после прихода “Рособоронэкспорта” контракт с “Соло” был разорван по инициативе “Сока”, а новый менеджмент “АвтоВАЗа” избавился от выходцев из “Сока” в дирекции по сбыту.

Но теперь отношения между компаниями стали налаживаться. Вчера группа “Сок” подписала соглашение о создании совместного предприятия с европейской TPV Group, сообщил вице-президент холдинга Андрей Фролов. СП будет выпускать сиденья для Kalina, проектная мощность – 220 000 комплектов в год. Ровно столько автомобилей и намерен производить “АвтоВАЗ”. По словам Фролова, объем инвестиций в проект составил 20 млн евро, доли партнеров в СП распределятся в пропорции 50:50. Поставка оборудования начнется в марте 2007 г., а начало производства запланировано на II квартал. Выпуск сидений будет развернут в одном из свободных цехов завода “Вазинтерсервис”, входящего в группу “Сок”.

В августе 2004 г. о планах производить сиденья в Тольятти заявлял один из крупнейших производителей сидений в мире – концерн Lear, выпускающий на СП в Нижнем Новгороде сиденья для “ГАЗа”. Но эти планы так и не были реализованы. Сейчас сиденья для “АвтоВАЗа”, в том числе для Kalina, поставляет тольяттинский завод “АвтоВАЗагрегат”, рассказал представитель “АвтоВАЗа”. Кроме того, о своих планах выпускать сиденья для этой модели заявлял сызранский холдинг “Криста” (Самарская обл.). “Криста” подала заявку на поставку в 2007 г. “АвтоВАЗу” 60 000 комплектов кресел для Kalina. “Контракта на поставку сидений у нас пока нет, – говорит представитель “Сока”. – Но есть предварительные договоренности на выпуск 220 000 комплектов в год для модели Kalina”. Комментарии “Кристы” и “АвтоВАЗагрегата” вчера получить не удалось.

По словам исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Игоря Коровкина, создав СП с иностранным производителем сидений, “Сок” готовится к увеличению производства “АвтоВАЗом”. “Предельная мощность традиционных мощностей “АвтоВАЗа” – чуть более 700 000 автомобилей, но руководство автозавода готовит их расширение”, – напоминает он. По словам Коровкина, доказав хорошее соотношение цены и качества своих сидений, “Сок” сможет рассчитывать на поставки сидений для перспективных моделей.

С ним согласен аналитик компании “Метрополь” Александр Жуков: если до прихода нового руководства на “АвтоВАЗ” поставки строились зачастую на личных связях, то теперь достаточно просто поставлять недорогие сиденья надлежащего качества. Именно для этого группа и создала СП с иностранным производителем, говорит аналитик.

А глава Tenneco Automotive Дмитрий Осипов предупреждает, что “Соку” придется столкнуться с существенной конкуренцией со стороны “АвтоВАЗагрегата”. “У каждого автопроизводителя сейчас по одному производителю сидений: у “ГАЗа” – Lear, у завода Ford – Jonson Controls, Toyota приведет собственного поставщика, – говорит он. – А на “АвтоВАЗ” уже претендуют несколько производителей”.