“Септима” пришла в Томск


О том, что в 2006 г. группа “Септима” стала совладельцем томского алкогольного дистрибутора “Лесто”, “Ведомостям” стало известно от региональных участников рынка. Соучредитель “Лесто” Владимир Лоскутников не подтвердил, но и не опроверг эту информацию. “Сейчас на рынке алкоголя происходят процессы интеграции компаний, – сказал он. – Но я и Руслан Брониславович [Квеско] остались совладельцами бизнеса”.

С представителями “Септимы” вчера связаться не удалось. Но о факте сделки слышали конкуренты – совладелец томской дистрибуторской компании “Братья Коцоевы” Алан Коцоев и заместитель директора по маркетингу и продажам кемеровской “Кора-Алко” Виктория Лыченкова. Предположить сумму сделки они затруднились. Коцоев не считает, что с покупкой “Лесто” “Септиме” удастся значительно потеснить местных игроков. “У “Лесто” не очень сильная агентская сеть, а преимуществ по закупочным контрактам у фирмы нет”, – объясняет дистрибутор. А Лыченкова называет сделку рациональной для обеих сторон. “Проблемы с получением новых акцизных марок ударили в первую очередь по оптовикам, – говорит она. – Сейчас многие подумывают об укрупнении бизнеса путем слияний”.

Сама “Кора-Алко” в начале 2006 г. влилась в группу “Формула”, которая стала самым крупным объединением участников алкогольного рынка Сибири. В группу вошли компании “Формула” (Красноярск), “Кора-Алко” (Кемерово), “ФЭТ” (Омск), “Алкион” (Новосибирск), “Формула Абакан” (Абакан), “Кузнецкпродукт” (Новокузнецк) и “Мир ресторанов и магазинов” (Улан-Удэ). Суммарный оборот компаний в 2005 г. составил 2 млрд руб.

Директор томской компании “Кахети” (производитель вин) Александр Иванов тоже знает о том, что “Септима” купила долю в “Лесто”, а начальник отдела развития и снабжения “Виномаркета” Елена Назмиева говорит, что слышала об этой сделке.

Это хорошее приобретение – компания всегда входила в тройку лидеров Томской области, говорит Иванов. Вероятно, “Лесто” пошла на эту сделку из-за проблем с поставками молдавских вин, которые занимали в ее пакете около 80%, считает он. Иванов прогнозирует дальнейшую консолидацию алкогольной дистрибуции в Томске, однако отмечает, что пока сделка с “Лесто” единственная на местном рынке.

Владелец томской розничной сети “Лама” Владислав Левчугов считает приобретение “Септимы” “очень своевременным”. К декабрю ситуация на алкогольном рынке стабилизируется и выстоявшие оптовики станут наращивать продажи, говорит Левчугов. Поддержав “Лесто” в трудный период, “Септима” обеспечила плацдарм для развития бизнеса в Томске, считает он, а томскому торговому дому новые совладельцы стали просто необходимы, поскольку они не выдерживали конкуренции с более сильными игроками и теряли рыночную долю.

Сам Лоскутников подтвердил, что в течение ближайшего года “Лесто” планирует увеличивать продажи в Томске, но подробности не сообщил.

С приобретением доли в компании “Лесто” лидер новосибирского рынка “Септима” сможет занять прочные позиции в Томске, полагает директор по продажам новосибирской оптовой компании “Калибр” Владислав Домашенкин. Проблемы с поставками вин могли привести к тому, что стоимость “Лесто” была чисто символической. По данным Домашенкина, сделка произошла в форме слияния. Это может быть обмен акциями, но не в равных долях, потому как “Септима” в 10–15 раз крупнее томской компании. Он считает, что для “Септимы” в этой сделке интересен выход на томский рынок, а “Лесто” привлекли контракты “Септимы”, которые позволят томичам разнообразить свой ассортимент продаж.