Не сошлись в цене


Отныне российским эмитентам придется вести себя скромнее, считают фондовые аналитики. Ведь инвесторы должны зарабатывать на IPO больше, чем на вторичном рынке, убежден директор управления акционерных рынков капитала МДМ-банка Александр Андреев. “Инвесторы устали участвовать в IPO и смотреть, как падают потом цены на купленные акции”, – говорит аналитик по стратегии Альфа-банка Эрик Депой. С другой стороны, отмена IPO “Уралкалия” может оказаться на руку следующему российскому эмитенту. “Представьте себе фонд, который уже получил лимиты на новые российские бумаги, но не смог их потратить сейчас, – поясняет управляющий директор “АМК Финанс” Владимир Семенов. – Следующее IPO он будет покупать с еще большим рвением”. С ним соглашается вице-президент управления акций Citigroup Сергей Суверов.

Вчера UBS и “Тройка Диалог” должны были подвести итоги публичного размещения 20,84% акций “Уралкалия” на Лондонской фондовой бирже (LSE) и в РТС. Но спустя несколько часов после окончания приема заявок инвесторов продающий акционер – председатель совета директоров “Уралкалия” Дмитрий Рыболовлев отказался от сделки. Акции не удалось бы разместить в рамках ценового диапазона, сказано в сообщении “Уралкалия”. “В случае публичного размещения акций в данный момент компания была бы существенно недооценена”, – цитируются в релизе слова Рыболовлева.

“Инвесторы хотели купить акции с дисконтом, – пояснил “Ведомостям” глава инвестиционного банка “UBS Россия, Украина и Казахстан” Эдуард Кауфман. – Но единственным продавцом выступал основной акционер компании, и только он был вправе решать, продавать акции по более низкой цене или нет”. По его словам, в ходе road show инвесторов предупреждали, что продавец не согласится на понижение цены, поэтому они “не должны быть разочарованы”.

Сам Рыболовлев рассчитывал, что “Уралкалий” будет оценен минимум в $4,3 млрд (тогда он заработал бы $907 млн). Знакомый с ходом размещения источник говорит, что заявки по этой минимальной цене ($2,05 за акцию) составили лишь около половины предложенного объема. Организаторы IPO могли сократить объем размещения или, как уже бывало с российскими эмитентами, понизить ценовой диапазон. Но Рыболовлев отверг оба варианта и отменил продажу акций. Несколько предпринимателей, знакомых с ним лично, называют его жестким человеком и не удивлены подобному решению. “Отказаться от собственного представления о стоимости компании в угоду инвесторам Рыболовлеву было бы сложно”, – говорит один из них.

Примерно так же в этом году поступили менеджеры Магнитогорского меткомбината, которых не устроила предлагаемая инвесторами цена. Но в том случае речь шла о размещении всего 2% акций внутри страны – на ММВБ. “Северсталь-Авто” и Amtel Vredestein в схожей ситуации предпочли понизить ценовой диапазон – дисконт к нижней границе ценового коридора по итогам размещения составил 4% и 15% соответственно.

Отраслевые эксперты и участники рынка считают, что “Уралкалий” был переоценен, а продаваемый пакет акций слишком велик для размещения по высокой цене. Момент тоже был не самым удачным – из-за ценового конфликта с крупнейшими потребителями из Китая финансовые показатели “Уралкалия” в первом полугодии 2006 г. оказались значительно ниже прошлогодних: выручка сократилась на 19,8%, чистая прибыль – на 39,4%. Акции “Уралкалия” в день окончания приема заявок торговались в РТС всего по $1,93, а вчера котировки снизились еще на 5,7%.