Египет зазывает инвесторов


За последние два дня египетские чиновники во главе с министром внешней торговли и промышленности Мохаммедом Рашидом повстречались с премьером Михаилом Фрадковым, министром экономразвития Германом Грефом и с руководством “Агромашхолдинга”, “Судоэкспорта”, ГАЗа, “АвтоВАЗа”, “Союзнефтегаза” и “Татнефти”. Большинство из них готовы инвестировать в Египет.

По данным ЦРУ, в 2004/2005 финансовом году (начинается 1 июля) ВВП Египта вырос на 4,9% до $92,6 млрд, а в 2005/2006 г., по данным правительства Египта, вырастет на 6,9%. Экспорт в 2005/06 г. составил $14,33 млрд в 2005 г., а импорт – $24,1 млрд. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ), сказал “Ведомостям” Рашид, в 2005/06 г. достигли $6,5 млрд, а в 2006/07 г. вырастут до $10 млрд.

Главный инструмент привлечения ПИИ для Египта – создание свободных и промышленных зон. В 2005 г. экспорт из них достиг $3,6 млрд. Зон первого типа в Египте 10, а второго – 79. Предприниматели могут взять территорию в аренду на 50 лет или выкупить ее и сами решают, что производить в зоне. Резиденты получают льготы: стоимость земли ниже рыночной, более дешевые энергоносители и сниженные импортные пошлины (в свободных зонах пошлин нет вообще). Снижен и налог на прибыль.

Промышленные зоны в провинциях Аль-Минуфья и Асьют специализируются на фармацевтике, Аль-Файюм и Аль-Минья – на сельском хозяйстве, в Сафаге производят трактора, в Александрии – нефтехимические вещества и шины. В Бени-Суэйфе расположены предприятия тяжелой промышленности. По одной свободной торговой зоне расположено, в частности, в Александрии, Назре, Суэце.

Пока российских компаний в Египте совсем мало, рассказывает Рашид, но потенциал для роста велик. В 2005 г. товарооборот между Россией и Египтом составил $1 млрд. Рашид рассчитывает на рост российских инвестиций в электроэнергетику, машиностроение, легкую промышленность и сельское хозяйство. Ждет Рашид и российских партнеров для развития ядерной энергетики. “Мы также хотели бы собирать в Египте российские грузовики”, – говорит Рашид. А египетские компании хотят поставлять в Россию фармацевтическую и сельскохозяйственную продукцию.

На создание автомобильного промышленного парка правительство Египта выделило площадку в 2 млн кв. м недалеко от Каира, рассказывает руководитель управления внешнего развития министерства внешней торговли и промышленности Амр Асаль. Правительство готово взять на себя до 80% расходов по подготовке персонала, предлагает налоговые льготы и помощь со строительством инфраструктуры. В зоне работает 15 иностранных компаний – в частности, собирают авто Nissan, Daewoo, GM, BMW.

С 2002 г. есть сборочное производство в Египте и у “АвтоВАЗа”, говорит представитель завода Иван Скрыльников, уже выпущено около 5000 автомобилей Lada 2107. В феврале 2006 г. в Египте открылось новое предприятие, где выпускаются Lada 110. Египетские чиновники зазывают и ГАЗ. Для достижения своих стратегических целей ГАЗ готов работать на любом рынке, говорит Владимир Торин, пресс-секретарь компании.

Думает о производстве в Египте и концерн “Тракторные заводы”, в который входит “Агромашхолдинг”. Президент концерна Михаил Болотин рассказал, что ведет переговоры об организации сборки колесных тракторов. Планируется выпускать 150–200 тракторов в месяц, годовой оборот предприятия составит $20–25 млн. Ведут переговоры о работе в Египте “Газпром” и “Новатэк”.