Неправильные льготы


Депутаты Заксобрания Оренбургской области вынуждены были снять с рассмотрения законопроект “О ставке налога на прибыль отдельным категориям налогоплательщиков” на 2007 г.: прокурор Анатолий Чадов внес на него протест. Аналогичный закон, принятый в конце 2005 г., дает нефтегазовым компаниям льготу по налогу на прибыль в 4%. По словам депутата заксобрания Владимира Фролова, в этом году он будет стоить оренбургским налогоплательщикам 1,3 млрд руб., а в 2007 г. – 1,5 млрд руб. Это сумма, которую недоплатит бюджету “Оренбургнефть” (принадлежит ТНК-ВР). Кроме нее льготой пользуются “Оренбурггазпром” (“дочка” “Газпрома”), Уральская горно-металлургическая компания и “Стимул”, говорит чиновник региональной администрации.

Сэкономленные деньги компании не тратят по своему усмотрению. Но большая часть суммы возвращается в бюджет – в виде целевого платежа, который нельзя тратить на текущие расходы. Кроме того, компании должны вкладывать в разведку месторождений.

“Вряд ли местной администрации нравится протест”, – полагает один из нефтяников. На такие конкретные проекты, как строительство стадиона, частной компании проще направить деньги, чем бюджету, рассуждает он.

Между тем у ТНК-ВР от этой льготы напрямую зависит реализация Уватского проекта, который позволит компании увеличить добычу нефти на 10 млн т в год. Проект стоит $2,3 млрд, но часть этих расходов возьмут на себя местные власти. По словам чиновника правительства Оренбургской области, в обладминистрации протест не приняли всерьез, поскольку он касается юридических тонкостей закона, но не против него по сути.

Ставка налога на прибыль – 24%, из которых 17,5% достается регионам. Они могут снизить ставку для “отдельных категорий налогоплательщиков” на 4%. По словам Вадима Зарипова из юркомпании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”, различные льготы по налогу на прибыль существуют примерно в 60 регионах.

В некоторых из них возникали проблемы. Например, прошлой осенью в Пермском крае был принят закон о предоставлении по налогу на прибыль льготы в 4% компаниям, зарегистрированным в регионе и с определенным оборотом. Прокуратура решила, что таким образом нельзя выделять категорию налогоплательщиков, которым дается льгота, и суд согласился, рассказывает член Совета Федерации Татьяна Попова. Пермским законодателям пришлось переписать закон: льготу могут получить компании с годовым доходом свыше 100 000 руб. и более чем 10 сотрудниками. “Но на федеральном уровне вопрос критериев остался нерешенным”, – добавляет Попова.

Завод Ford в Ленинградской области с 1999 г. получил льготу в 4% от налога на полученную от местного производства часть прибыли. В конце 2004 г. областная прокуратура оспорила ее в суде, поскольку понятия “приведенная прибыль” не существует в Налоговом кодексе, и попросила Ford доплатить 139 млн руб. Но неделю назад компания доказала свою правоту.

К оренбургскому закону придраться трудно, говорит Зарипов. Отраслевые льготы не запрещены Налоговым кодексом, хотя их предоставление не поощряется правительством. Впрочем, прокурор может доказать, что к нарушению НК могло привести применение закона: кодекс запрещает индивидуальные льготы, заключает юрист.