О Москве без сантиментов


В этом году, честно сказать, “Серебряная камера” была слабее прошлогодней. Может быть, просто потому, что в зал Манежа поместилось меньше фотографий, чем обычно удается показать в Московском доме фотографии, который сейчас находится на реконструкции. А впечатление от выставки конкурса прямо пропорционально количеству снимков – чем их больше, тем сильнее затягивает поток изображений жизни огромного, непостижимого города. Но, возможно, организаторы в этом году зря пожертвовали качеством ради тематики. Например, поместили совсем беспомощные фотографии вертолета над жилым кварталом, наивно полагая, что невыразительный снимок заставит зрителя порадоваться, что вот есть в столице и такая служба неотложной помощи человеку.

Но все равно в Манеже интересно – жанр фоторепортажа в нынешней нашей культурной ситуации маргинальный, почти не востребованный газетами и журналами, но это не значит, что зрителю безразличный. На выставке легко сделать то, что не всегда получается в спешке жизни, – вглядеться в окружающее.

Теперь на выставке конкурса работы будут висеть не зашифрованными, а с фамилиями авторов, и все могут сравнить собственный вкус с предпочтением жюри. А оно, видимо, прочувствовав, что конкурс проводится под личным патронатом мэра города, выбрало серии, которые представляют Москву грандиозной стройплощадкой, жадно пожирающей огромные денежные потоки. В номинации “Архитектура” Гран-при достался Олегу Паршину за серию “Строительство “Москва-Сити” – образцовую съемку для журнала о достижениях столичного строительного комплекса. Москва, тоже современная и мощная, но отснятая стильно, мастерски и не без тонкого юмора, предстала в работе Людмилы Зинченко “Площадь Европы”, получившей Гран-при в номинации “События и повседневная жизнь”. Мастеровитые психологические фотопортреты Владимира Вяткина “Уходящее поколение” стали победителем в разделе “Лица”.

В каждой номинации выдали и спонсорские призы от компаний MasterCard, Pioglobal и МИАН. Так что артистичные серии Павла Кузнецова и Глеба Косорукова, веселые снимки Ивана Куренного и глубокие, жесткие фотоисследования Георгия Первова тоже были справедливо награждены. Дважды отмечен Игорь Мухин за очень красивое “Тяжелое дыхание зимы” – ему достался еще и приз зрительских симпатий. Совсем новое имя среди награжденных – Александра Катьер, ее тревожащая серия “За стеклом” кажется лучшей на выставке. И замечательно, что приз компании Sony достался самому эстетскому московскому фотографу старшего поколения Александру Слюсареву, который лужу может снять так, что глаз от нее не оторвешь.