Россия глобализируется


Первое место в рейтинге сохранил за собой Сингапур, но конкуренция в первой десятке усилилась. Ирландия опустилась со 2-го на 4-е место из-за того, что ей все труднее конкурировать за иностранные инвестиции. Вторую строчку теперь занимает Швейцария благодаря гражданам, которые много путешествуют и переводят деньги, и удвоению средств, которые страна направляет на миротворческие миссии. На 3-м месте США, которые поднялись по сравнению с прошлым годом на одну строчку благодаря высокому развитию технологий, широкой поддержке миротворческих акций и росту инвестиций.

Особенно авторы рейтинга отмечают страны BRIC (Бразилия, Россия, Индия и Китай), которые пока плетутся в конце списка, зато поднялись за последний год быстрее всех. Только Индия так и осталась на предпоследнем – 61?м месте. Китай поднялся с 54-го на 51-е место, а Бразилия – с 57-го на 52-е. Россия в этой группе стран выглядит лучше всех, занимая 47?ю строчку (за год поднялась на пять пунктов). “BRIC отстают во многом из-за высокой численности населения, значительная часть которого по-прежнему живет в деревнях и изолирована от внешнего мира”, – говорится в статье Foreign Policy. Но эта изоляция может закончиться: Китай уже занимает 3-е место по объемам торговли после США и Германии. А Индия, Бразилия и Россия активно привлекают инвестиции (по оценке Центробанка, только в январе – сентябре 2006 г. получено $20,8 млрд).

Результаты рейтинга во многом совпадают с показателями индекса транснациональности экономик, составляемого UNCTAD (подразделение ООН по мировой торговле и развитию). Этот рэнкинг подготовлен на основе четырех показателей – отношения ПИИ к инвестициям в основной капитал; отношения ПИИ к ВВП; отношения добавленной стоимости, созданной работающими в стране иностранными компаниями, к ее ВВП; отношения числа работающих на иностранные компании ко всем занятым. Первые строчки в этом списке занимают Гонконг, Ирландия, Бельгия, Люксембург и Сингапур. Россия – во второй половине списка.

Индексы построены таким образом, что первые места в них не могут не занимать маленькие страны, более открытые внешнему миру, отмечает научный руководитель Центра стратегических разработок Ксения Юдаева. Одна из причин, почему Россия стоит в конце списка, – невысокая роль в мировой торговле, говорит главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. Но руководитель Российской экономической школы Сергей Гуриев полагает, что отношение внешней торговли к ВВП в России и других крупных странах по определению будет меньше, чем, к примеру, в Сингапуре. “В России в глобализацию вовлечен узкий слой населения по сравнению, например, с Марокко, где огромное количество людей работают в Европе и посылают деньги на родину”, – рассуждает Гуриев. Позицию России надо сравнивать со странами, сопоставимыми по размеру и уровню экономического развития, добавляет Юдаева. А на их фоне мы смотримся неплохо. Чтобы подняться выше, нужно уделить внимание уровню проникновения технологий, а занять устойчивую позицию среди развитых стран поможет дальнейшая интеграция в мировую экономику, считает Юдаева. А Гуриев сомневается, стоит ли нам вообще стремиться занять в этих списках высшие строчки: “У нас хороший уровень экономический глобализации”. Когда Россия станет членом ВТО и заработают меры поддержки экспорта, положение в рэнкингах глобализации повысится, уверен Лисоволик.