Технологии и телекоммуникации в Санкт-Петербурге: 18 копеек подорвали рынок


Новый закон “О связи”, вступивший в силу 1 июля этого года, изменил отношения между операторами и интернет-провайдерами. До сих пор абоненты СЗТ могли через его сеть выходить на модемные пулы интернет-провайдеров бесплатно для последних. Теперь интернет-провайдеры должны платить СЗТ за использование его оборудования. Тарифы для Петербурга – 18 коп. в минуту.

Новые правила распространяются и на отношения интернет-провайдеров с другими операторами фиксированной связи. Но больше всего выиграл от введения новых правил СЗТ, который, по словам аналитика iKS-Consulting Татьяны Толмачевой, контролирует около 98% частных абонентских линий.

СЗТ может предоставить скидки в 10–20% петербургским партнерам, которые обеспечат объем трафика свыше 100 млн мин. в месяц. Этим требованиям соответствуют только “Петербург транзит телеком” (ПТТ) и “Петерстар”, рассказывают в пресс-службе СЗТ. При этом ПТТ не предоставляет услуг коммутируемого доступа, но у этого оператора, а также у “Петерстара” арендует модемные пулы один из лидеров рынка dial-up – Web Plus, говорит руководитель службы рекламы и PR Web Plus Светлана Берегулина.

“Новый порядок сделал отношения на этом рынке справедливыми, – убежден гендиректор СЗТ Владимир Акулич. – Наша инфраструктура требует обслуживания, за которое нужно платить”.

Впрочем, по новым правилам согласны играть не все. Некоторые провайдеры, по словам Акулича, отказываются платить оператору. “Если заставить их работать согласно требованиям закона, они просто закроются”, – рассуждает Акулич. Договоры с СЗТ заключили больше половины компаний, которые контролируют свыше 90% рынка, уточнил он.

Коммерческий директор “Петерстара” Петр Акульшин рассказывает, что поймать нарушителей очень сложно. Чтобы избежать претензий СЗТ, они могут ежемесячно менять номер доступа. Впрочем, такие небольшие операторы занимают на рынке лишь около 5%, говорит он.

Из-за появления новых отчислений провайдеры подняли цены. Если раньше коммутируемый доступ в Интернет обходился пользователям в 12–16 коп. в минуту, то теперь тарифы выросли в среднем до 27–28 коп. в минуту, рассказали “Ведомостям” несколько участников рынка.

Исполняя требования Россвязьнадзора, СЗТ поднял цены на коммутируемый доступ и держит их на уровне среднерыночных, утверждает Акулич. Акульшин это подтверждает.

Из-за роста цен объем трафика начал снижаться. По данным СЗТ, общий трафик за три летних месяца снизился почти в два раза – с 98 млн мин. в неделю до 53 млн мин. в неделю. Причем СЗТ пострадал меньше всего. Трафик этого оператора снизился с 27 млн мин. в неделю в начале июня до 25,5 млн мин. в неделю в конце августа. Объем трафика его основного конкурента – Web Plus, по данным СЗТ, сократился за это время с 26 млн мин. в неделю до 6,7 млн мин. в неделю. А трафик “Петерстара” упал с 4,6 млн мин. до 738 000 мин.

Берегулина утверждает, что объем трафика ее компании снизился минимум на 50%.

Акульшин подтверждает, что трафик в его компании по технологии dial-up сократился в пять раз. Он объясняет это отказом от дешевых ночных и безлимитных тарифов, которые после изменения правил игры на рынке стали “абсолютно невыгодными”. “Отказываться от коммутируемого доступа мы не будем, но не будем и так же активно развивать эту услугу”, – говорит Акульшин.

Сохранить объем трафика СЗТ помогла продажа услуги в кредит, говорит аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. “В этом сегменте пользователи гораздо лояльнее, чем покупатели карт доступа. К тому же покупателям Интернета в кредит сложнее контролировать свои расходы”, – объясняет она.

Коммерческий директор “Метрокома” Виктор Якимов заявляет, что объем коммутируемого доступа в Интернет снижается не из-за новых правил, а благодаря развитию новых технологий. Цены на высокоскоростной доступ в Интернет приближаются к dial-up, в долгосрочной перспективе рынок dial-up будет только сокращаться, не выдерживая конкуренции с широкополосным доступом, вторит ему Толмачева.

Эксперты прогнозируют дальнейшее сокращение рынка dial-up. Правда, оно уже не будет таким стремительным, как нынешним летом. Аналитик “Тройки Диалог” Евгений Голосной отмечает, что вскоре рынок dial-up может даже немного подрасти, ведь цены на коммутируемый доступ все еще заметно ниже широкополосного. Но после введения повременной оплаты местных телефонных разговоров, когда конечная цена для пользователей вырастет еще сильнее, он предрекает очередной спад.

С ними согласен аналитик ACM-Consulting Александр Шатиков. По его словам, петербургский рынок доступа в Интернет развивается по московскому сценарию. В столице средняя стоимость выделенной линии составляет примерно $20 в месяц, что позволяет широкополосному доступу эффективно конкурировать с dial-up. В Петербурге выделенная линия стоит в среднем $27–30, но Шатиков прогнозирует, что в течение года она снизится до московского уровня. “Со временем dial-up превратится в узкое нишевое предложение”, – говорит эксперт.

Мелкие провайдеры уйдут с рынка, а крупные переключатся на широкополосный доступ, поэтому можно даже увеличить свою долю в этом сегменте, радуется гендиректор провайдера “Зебра Телеком” Виктор Каледин. Он убежден, что рынок dial-up по-прежнему привлекателен, поскольку сохранил рентабельность на уровне 25%.