Вместо Arcelor


НЛМК обратился в Еврокомиссию за разрешением на приобретение долей в компаниях Duferco, говорится в материалах Еврокомиссии. Заявка поступила 13 октября, крайний срок ее рассмотрения – 21 ноября. В НЛМК и Duferco от комментариев отказались, но источник, знакомый с планами российской компании подтвердил “Ведомостям” эту информацию, Но долю, на которую претендует НЛМК, не сообщил.

Участники рынка и эксперты ожидали подобного шага от НЛМК. Когда НЛМК презентовал свою инвестпрограмму на ближайшие пять лет, в ней он указал, что готовится к новым приобретениям, напоминает аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. Основной владелец НЛМК Владимир Лисин первым среди российских металлургов начал делать покупки за рубежом. В 2002 г. он приобрел небольшой меткомбинат Dan Steel в Дании. Год назад НЛМК пытался купить 49% турецкого меткомбината Erdemir, но проиграл, предложив $2,75 млрд против $2,77 млрд у победителя. Меткомбинат также рассматривал возможность покупки других турецких сталелитейных компаний – Kardemir и Isdemir. А весной этого года Лисин нацелился на покупку около 30% акций второй по величине компании в мире – Arcelor. Правда, эту инвестицию Лисин задумывал как личную, но дорогу ему перешел сначала владелец “Северстали” Алексей Мордашов, а затем индус Лакшми Миттал.

Duferco владеет пятью крупными перекатными заводами в США и Европе, Латинской Америке. Аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко не взялся оценить Duferco.

Duferco была основана в 1979 г. группой металлургов во главе с нынешним председателем совета директоров Бруно Больфо для торговли сталью, производимой в развивающихся странах. Компания быстро стала ведущим независимым экспортером бразильской стали. Консолидация отрасли в Европе в середине 1990-х гг. позволила компании купить несколько небольших заводов в Италии, Бельгии, Германии, Франции и Восточной Европе. Одним из приобретений стала российская “ВИЗ-сталь”, которую у итальянской компании недавно выкупил НЛМК за $550 млн.

До сих пор в России основным партнером Duferco был “Евраз” – она была акционером подконтрольного “Евразу” Завода по производству труб большого диаметра, вспоминает представитель металлургической компании. Больфо в этом году вошел в совет директоров Evraz Group.

Пример “Северстали” показал, что крупные компании российским металлургам пока не по зубам, и НЛМК, похоже, выбрал поступательное укрупнение, говорит сотрудник крупной металлургической компании. Покупка Duferco позволит НЛМК увеличить присутствие на дорогом европейском рынке сбыта. По его словам, у русских металлургов сейчас есть сверхприбыли за счет дешевой рабочей силы и дешевых энергоресурсов и сырья, и эти деньги компании тратят, чтобы увеличить свою долю и влияние на мировом рынке.