ГЛОБАЛИСТ: Миф о порядке


Громкие убийства последнего времени – Анны Политковской, Андрея Козлова и других – демонстрируют, насколько небезопасно жить в сегодняшней России. Но это только верхушка айсберга. Не только громкие убийства, но и общая статистика российской преступности свидетельствует: миф о наведенном при Владимире Путине “порядке” в противовес “криминальному хаосу” 1990-х, ставший одной из главных пропагандистских опор нынешней власти, не стоит и выеденного яйца.

Если сравнить официальную статистику (Росстат и МВД) по наиболее опасным видам преступлений за период 1992–1999 гг. со статистикой по тем же преступлениям за период 2000–2005 гг., то окажется, что уровень преступности в путинские годы выше, чем в ельцинские. Число зарегистрированных убийств на 100 000 жителей в России в среднем в 2000–2005 гг. выросло по сравнению со средним значением в период 1992–1999 гг. на 10,6%, число умышленных тяжких телесных повреждений – на 3,5%. Наиболее существенный рост средних показателей – по преступлениям, связанным с наркотиками (на 72,7%!), по грабежам (на 49,5%) и разбоям (на 38,2%). Некоторое снижение наблюдается лишь по кражам (-4,8%) и изнасилованиям (-27%). Рискну предположить, что это может быть связано с отказом людей заявлять в милицию, которая неохотно расследует именно эти типы преступлений.

Эти цифры опровергают расхожее представление о существенной разнице между “криминальным хаосом 1990-х” и нынешним “порядком”, наведенным при Путине. Это я не к тому, что при Ельцине всем в России жилось тихо и спокойно. Важно то, что существенного снижения уровня преступности Владимиру Путину добиться не удалось, а ситуация с безопасностью граждан в целом ухудшилась, причем по ряду позиций – серьезно. Мифотворчество и умение говорящих голов складно выступать по телевизору не делают жизнь россиян безопаснее.

Да и что тут говорить, если недавно руководитель управления собственной безопасности ФСБ был уволен, по информации СМИ, из-за причастности к преступной деятельности. Для тех, кто не в курсе, управление собственной безопасности ФСБ – это то место, где, по логике властной вертикали, сотрудники должны иметь чистейшие руки в стране, а вовсе не “крышевать” контрабанду китайского текстиля. Сегодня можно говорить о более серьезной криминализации России, чем в 1990-е. Наибольшие опасения вызывают данные о крепнущих связях между преступным миром и высокопоставленными сотрудниками силовых структур, разорвать которые не помогают периодические кадровые чистки. Еще хуже то, что правду о реальных масштабах преступности систематически замалчивают. Если бы федеральные телеканалы регулярно озвучивали цифры, подобные приведенным выше (которые являются абсолютно открытой статистикой), уверен, с рейтингами популярности Путина неминуемо начали бы происходить удивительные вещи. Пока наоборот: согласно сентябрьскому опросу ВЦИОМ, 33% россиян считают, что за время президентства Путина ситуация в сфере порядка и законности улучшилась, еще 37% – что она осталась на прежнем уровне, и лишь 23% знают, что в реальности эта ситуация ухудшилась.

Это означает, что две трети граждан просто не знают о том, что происходит в России. По-видимому, это те же две трети россиян, которые устойчиво выражают поддержку Путину.