Преодолеть себя


Ежегодная конференция финансовых менеджеров компании Cisco Systems в этом году по традиции началась с обсуждения стратегии. Затем собравшиеся общими усилиями строили замки из песка и запускали в небо воздушные шары. А после этого перед ними выступил Эрик Вейхенмайер, 38-летний слепой альпинист. Он рассказал собравшимся о том, как тяжело он переживал потерю зрения в подростковом возрасте. Но потом он нашел в себе силы и преодолел отчаяние и гнев. Он занялся альпинизмом и в 2001 г. совершил восхождение на Эверест. “Все говорили мне, что я погибну сам и погублю остальных. Но они меня плохо знали”, – вспоминает Вейхенмайер. Затаив дыхание, сотрудники Cisco смотрели фильм о его восхождении. “Важно не только победить недуг, но использовать его, чтобы идти дальше”, – заявил он. Зал наградил его бурной овацией.

В этом необычном бизнесе – рассказах о личных трагедиях, борьбе и триумфе воли, которые должны вдохновлять участников корпоративных мероприятий на новые свершения, – Вейхенмайер, безусловно, один из самых высокооплачиваемых ораторов. Он зарабатывает больше $1 млн в год. А всего десять лет назад такие люди, как Вейхенмайер, вряд ли вышли бы за пределы благотворительных собраний в скромных церквях, школах или больницах. Крупные компании практически не интересовались инвалидами и жертвами преступлений. А сейчас даже такие гиганты, как Goldman Sachs и Wal-Mart, с готовностью приглашают на лекции и семинары людей, сумевших преодолеть себя.

В Американской национальной ассоциации спикеров зарегистрировано около 4000 человек. По данным ассоциации, средний размер их гонорара варьируется от $2500 до $5000 за выступление, но многие неделями сидят без работы. Больше всех по-прежнему зарабатывают крупные бизнесмены и политики, среди которых уверенно лидирует экс-президент США Билл Клинтон. За каждое выступление он получает $175 000.

Научиться ходить

В 1989 г. на Тришу Мейли напали в Центральном парке Нью-Йорка и оставили умирать. Тогда ее имя было известно немногим, и в статьях о происшествии газеты называли ее просто спортсменкой. Чудом ей удалось выжить, и в 2003 г. вышла книга ее мемуаров. Вскоре она получила приглашение Роджера Сайлента, гендиректора энергетической компании Plug Power, выступить перед ее сотрудниками с речью. Уже три года эта компания приносила убытки, а курс ее акций упал в несколько раз.

Мейли рассказала им, как она заново училась ходить. За двухдневный визит в офис компании и выступление она получила $5000. “Мы хотели провести параллели между ее жизненным опытом и тем, что происходит в нашей компании”, – говорит Сайлент. С тех пор Мейли выступает перед сотрудниками американских компаний несколько раз в год. Сейчас ее гонорар составляет $15 000 за выступление. В этом году она намерена заработать около $100 000.

В 2001 г. Чед Хаймас чуть не погиб – тяжелый брикет сена сломал ему три шейных позвонка. Он был практически полностью парализован. Но не сдался. Он вспоминает, как, оставшись один в больничной палате, попытался приподнять руки над кроватью. В этот момент в комнату вошел его четырехлетний сынишка и закричал: “Папа, ты умеешь летать!” Теперь большинство своих выступлений Хаймас заканчивает словами: “Зачем нужны ноги, если есть крылья?” Только за прошлый год он выступал 160 раз, получая за каждое выступление около $10 000. Этот год обещает стать еще более удачным.

Руководители американских компаний рассчитывают, что личный опыт таких людей поможет им пробиться сквозь стену цинизма и недоверия и вдохновить сотрудников на новые трудовые подвиги. Агентства по найму ораторов быстро заметили новую тенденцию. На сайте компании Leading Authorities зарегистрировано 234 “инспирационных и мотивационных спикера”. Среди ораторов агентства есть онкологический больной, переживший 30 операций, а также мужчина, на которого наехал нью-йоркский автобус.

Война со скукой

Рано или поздно подобная практика докатится и до России. Российские компании приглашают известных спортсменов, добившихся успеха не только в традиционных, но и в экстремальных видах спорта, говорит Марина Мелия, гендиректор консалтинговой компании “MM-Класс”. Когда перед аудиторией менеджеров выступает другой, пусть даже самый великий руководитель, у каждого слушателя находится тысяча “но”: “но на наш опыт это перенести невозможно”, “но это нереально”, “но для этого требуются слишком большие ресурсы”, “но это не подходит к нашим условиям”. Отсюда и критика, и цинизм, и скука, отмечает она.

Речь лектора из совсем другой сферы дает слушателю возможность эмоционально включиться в рассказ, восхититься, воодушевиться, помечтать и испытать массу положительных эмоций. Могут возникнуть и отрицательные, например зависть, но даже в этом случае эмоциональная вовлеченность не дает слушателям скучать, говорит Мелия.

В компании “Вымпелком” спикеров со стороны приглашают с 1999 г. “В 1999 г., задумываясь о развитии “Вымпелкома”, его основатель Дмитрий Зимин создал “Билайн-университет” для повышения квалификации топ-менеджеров. Туда он приглашал выступать ведущих российских политиков, среди которых были Анатолий Чубайс, Герман Греф и Александр Починок”, – вспоминает Екатерина Осадчая, представитель пресс-службы компании. “Ведь учить лидерству можно не только на примерах из бизнеса”, – отмечает она.

Этот опыт прижился. В этом году в рамках тренинга “Яркий лидер” перед топ-менеджерами компании выступали Тина Канделаки, Марианна Максимовская, Петр Марченко. В ноябре программа обучения лидерским навыкам будет распространена и на менеджеров среднего звена. Со списками приглашенных в “Вымпелкоме” пока не определились, говорит Осадчая, но не исключает, что среди них будут не только звезды.

“В гостиной нашей компании мы часто встречаемся за чашкой чая с интересными людьми, – рассказывает Артемий Лебедев, глава студии интернет-дизайна, носящей его имя. – У нас были и Борис Акунин, и Сергей Мостовщиков, и Марат Гельман. Приглашая их в гости, я не ставлю ровным счетом никаких целей. Просто сотрудникам приятно с ними общаться”. Он отказался комментировать условия, на которых приглашаются гости. Но отметил, что некоторые из приглашаемых требуют гонорара. (Использованы материалы WSJ.)