ВЕКТОР


Газпром” беспокоится, что “Роснефть” может покуситься на его монополию на экспорт газа. Вчера предправления концерна Алексей Миллер встречался с президентом крупнейшей китайской нефтегазовой компании – CNPC – Чэнь Гэном. Они обсуждали обещанные Китаю президентом Владимиром Путиным будущие поставки газа. “При этом отмечалось, что любые поставки газа из России могут быть осуществлены только через единый экспортный канал”, – дипломатично подчеркивается в пресс-релизе “Газпрома”. По принятому в этом году закону “Об экспорте газа” единый экспортный канал – это 100%-ная “дочка” “Газпрома” “Газэкспорт”, и конкуренцию ему могут составить только три проекта СРП, действующие в России с середины 1990-х гг. Оператор одного из них, “Сахалина-1”, – американская ExxonMobil тоже хочет продавать газ в Китай. Еще два года назад она подписала с CNPC меморандум о взаимопонимании и готова построить газопровод в Китай, если договорится об условиях поставок. “Газпрому” такая конкуренция не нужна, он хотел бы покупать весь газ “Сахалина-1” на трубе и продавать его китайцам самостоятельно. Сопротивление ExxonMobil монополия наверняка бы сломила. Но в партнерах у американцев “Роснефть”, которой принадлежит 20% в проекте, и она наверняка постаралась бы вырвать у “Газпрома” право на экспорт газа. Поэтому концерн предусмотрительно пытается показать, кто в доме хозяин.

Опять глупость

Импортеры и дистрибуторы алкоголя столкнулись с очередной проблемой госрегулирования, которая может стоить им десятков миллионов долларов. На складах дистрибуторов зависло иностранное спиртное, оклеенное акцизными марками старого образца (его оборот запрещен с 1 июля). Поменять марки на новые дистрибуторы не могут, так как марок им никто не даст – ведь у дистрибуторов нет разрешения на внешнеэкономическую деятельность. У импортеров оно есть, но забрать спиртное у дистрибуторов они не могут, потому что забрать – значит вовлечь его в оборот, что, как сказано выше, запрещено. Между тем перемаркировка должна быть завершена до 29 декабря. По оценке представителя Ассоциации европейского бизнеса, объем зависшей продукции может достигать $100 млн. Вчера ассоциация направила письмо вице-премьеру Александру Жукову, в котором просит разрешить дистрибуторам получать марки нового образца и оклеивать ими спиртное. Также предлагается продлить срок перемаркировки импортного алкоголя до 31 марта 2007 г. Пойдет ли правительство навстречу импортерам, непонятно. С одной стороны, никто не мешал им заявить о проблеме раньше – что такая ситуация возникнет, было ясно еще летом, когда принималось постановление о перемаркировке, и непонятно, зачем было дожидаться октября. С другой стороны, импортеров можно понять: как раз тогда они были очень заняты, расхлебывая другие последствия алкогольной реформы.

На опережение