За счастьем на чужбину

М. Стулов

Новая стратегия “Лукойла” содержит два сценария – консервативный и оптимистический, в зависимости от цены на нефть. Первый исходит из $35–38 за баррель. Тогда в течение 10 лет компания инвестирует в свое развитие $78 млрд: $54,3 млрд – в разведку и добычу, $13,5 млрд – в нефтепереработку и сбыт и $10,2 млрд – в газо- и нефтехимию. Оптимистический сценарий подразумевает цену нефти $65 за баррель и $112 млрд инвестиций, в том числе $77,5 млрд – в разведку и добычу, $24,3 млрд – в переработку и сбыт нефтепродуктов и $10,2 млрд – в газо- и нефтехимию.

Финансировать эту амбициозную программу компания намерена за счет собственных и заемных средств. “Лукойл” способен без существенного ущерба для кредитного рейтинга занять до $15 млрд, заявил на презентации вице-президент “Лукойла” Александр Матыцын. При этом по заимствованиям предусмотрен ряд ограничений. В частности, долг не должен превышать 30% собственного капитала, обеспеченный долг должен составлять менее 20% от общего, гарантии холдинга должны быть более 80% от общей суммы долга, банковские кредиты – не более 20%, краткосрочная задолженность планируется на уровне 20–35% от общей.

Президент “Лукойла” Вагит Алекперов заявил, что основные инвестиционные проекты компании на территории России – это освоение новых нефтегазовых провинций на севере европейской части страны и на шельфе Каспийского моря. За счет этого в зависимости от сценария добыча “Лукойла” вырастет до 3,5–4 млн барр. нефтяного эквивалента в сутки, при этом доля газа увеличится с 6% до 33%.

По словам Алекперова, треть планируемых инвестиций будет направлена на приобретения. В области добычи компания надеется получить контракты в Ираке, Центральной Азии, Венесуэле. И лишь консервативный сценарий предусматривает участие “Лукойла” в аукционах на новые участки недр в России. Компания, по словам Алекперова, планирует расширять розничную сбытовую сеть в Европе, в частности в Венгрии, Чехии, Польше. А один из топ-менеджеров компании сказал “Ведомостям”, что “Лукойлу” интересны активы ЮКОСа, если они будут продаваться по разумной цене. “Сомневаюсь, что кто-то кроме “Роснефти” и “Газпрома” сможет купить эти активы”, – возражает директор аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский.

Вряд ли “Лукойл” сможет существенно нарастить свой потенциал в России, рассуждает аналитик ИФК “Солид” Денис Борисов. Главную причину он также видит в высоких амбициях конкурентов, обладающих пресловутым “административным ресурсом”. Зато за рубежом компания может рассчитывать на расширение присутствия в Венесуэле и Колумбии, а в дальнейшем, возможно, и в Мексике. Эксперт также отмечает, что “Лукойлу” необходимы нефтеперерабатывающие мощности в США и рано или поздно он приобретет их. А в ближайшей перспективе, по его мнению, у “Лукойла” большие шансы с успехом поучаствовать в приватизация двух НПЗ и крупной сети АЗС в Сербии.

В том, что крупнейшей российской нефтекомпании придется искать счастья на чужбине, убежден и Дашевский. Возможными регионами экспансии “Лукойла” он считает Африку, Латинскую Америку, Казахстан.

Фондовый рынок новости от “Лукойла” воспринял благосклонно. Акции компании в РТС были вчера лидером роста среди “голубых фишек”, подорожав на 2,26% до $81,3 (индекс РТС вырос на 1,05%).