ВЕКТОР


Русский дисконт

В среду в Москве стартовало road show к IPO Трубной металлургической компании (ТМК). Владелец компании Дмитрий Пумпянский намерен продать инвесторам и трудовому коллективу до 23,2% акций ТМК. Ценовой диапазон размещения объявлен в $4,6–5,4 за акцию (для коллектива цена установлена в $4,57 за акцию) исходя из капитализации всей компании в $4–4,7 млрд. Аналитики с самого начала прочили успех этому размещению и оказались правы. По рассказам участников рынка и инвестбанкиров, книга заявок на акции ТМК была заполнена уже по итогам первого дня road show.

Причин ажиотажного спроса на бумаги ТМК несколько. ТМК – самая крупная российская трубная компания и первой проводит IPO. Вокруг заводов ТМК никогда не было крупных приватизационных скандалов, структура собственности компании и ее бизнес понятны и прозрачны. А в отличие от владельца “Уралкалия” Дмитрия Рыболовлева, которому пришлось отменить размещение после закрытия книги заявок, Пумпянский не пожадничал и согласился продать свои акции с дисконтом к собственной оценке компании, и теперь банкам – организаторам размещения (Credit Suisse, Dresdner Kleinwort и Renaissance Capital), возможно, удастся закрыть сделку досрочно (по графику она закрывается 1 ноября). Не исключено, что сам Пумпянский захочет продать больше акций, чем предполагал изначально.

Несостоявшееся IPO “Уралкалия” и успешно идущее размещение ТМК еще раз продемонстрировали простую истину: западные инвесторы пока не согласны покупать акции российских компаний без дисконта. А это не очень хороший сигнал для “Северстали”, road show которой может начаться сегодня. Утешает одно: ее владелец Алексей Мордашов всегда говорил, что IPO для него – лишь способ получить рыночную оценку для компании, а не шанс заработать на продаже акций.

Автоматизаторы в выигрыше

Интерес российских компаний к размещению на зарубежных биржах позволяет заработать западным разработчикам компьютерных программ для автоматизации управления бизнесом (ERP). Инвесторы доверяют в первую очередь решениям ERP, которые уже работают в крупнейших международных корпорациях. Как утверждает директор одной российской компании – разработчика ERP-систем, установка западной системы может увеличить потенциальную капитализацию компании на проценты, а российские системы, не известные западным участникам фондового рынка, никакого прироста оценки стоимости компании не дают. Неудивительно, что, по признанию управляющего директора SAP в странах СНГ и Балтии Алексея Шлыкова, в III квартале Россия впервые обошла по объему продаж ERP-систем этого производителя Францию и стала для немецкой компании вторым европейским рынком после Великобритании.

Еще несколько лет назад на рынке ERP-систем было из чего выбирать. Крупные и средние компании были готовы поставить систему автоматизации управления бизнесом любого из игроков международной “большой пятерки” – J.D. Edwards, Baan, Oracle, PeopleSoft или SAP. Но сейчас на этом рынке остались де-факто лишь два участника – Oracle и SAP. Oracle поглотил J.D. Edwards и PeopleSoft, а Baan за последние шесть лет дважды сменила владельцев и ощутимо сдала позиции.