Старый обряд закончен


Консерваторский хор профессора Тевлина поет Щедрина эталонным образом, причем всю оперу наизусть. А композитор требует от хора еще большей выразительности текста. Например, такого: «Выпросил у бога светлую Росию сатона, да же очервленит ю кровию мученическою». Протопоп Аввакум, высказавший это пророчество 350 лет назад, в опере тоже есть: у него приятный тенор, принадлежащий подающему надежды австралийцу Эндрю Гудвину. Под стать ему и другие солисты. Организаторы – центр Classica viva: они же продюсировали концертные исполнения опер, которыми дирижировал Теодор Курентзис. Щедрин, как всегда, в молодой компании, что прекрасно соответствует его молодому искусству.

Щедрин – всегда молодой. Своим обликом – подтянутым, улыбчивым, доброжелательным. И стилем – свежим, звонким, озорным. Кто любит его, кто нет. Одни считают его баловнем успеха, компромиссной фигурой, не дотянувшейся ни до высот индивидуализма, ни до глубин соборной традиции, и даже находят, что его лучшее произведение – «Кармен-сюиту» – написал Бизе. Другие, наоборот, слышат в его музыке счастливое сочетание осмотрительности и дерзости, взгляд поверх барьеров, мудрый союз просвещенного европеизма и русской народности. Но обе стороны сходятся на том, что Щедрин – ослепительный мастер композиторской профессии.

В этом нам и предстоит вновь убедиться. На этот раз первыми. Обычно премьеры опер Щедрина проходят на Западе. «Лолита» – в Стокгольме (дирижировал Ростропович), «Очарованный странник» – в Нью-Йорке (Лорин Маазель). Последняя премьера в Москве – опера «Мертвые души» в Большом театре в 1977 году. Но вот композитор возвращается: на консерваторской сцене в концертном исполнении будет впервые спета «Боярыня Морозова».

Благодарить за это надо Бориса Тевлина – хорового дирижера, профессора консерватории. Опера – подарок Тевлину на 75-летие. Подарок готовился долго – около сорока лет: Щедрин, получается, задумал оперу о старообрядцах еще в 1960-е годы, когда из-под его пера выходили «Ленин в сердце народном» и «Поэтория», где солировала Зыкина. Многие годы он изучал историю раскола и житийную литературу, составлял либретто – а музыку написал быстро и легко, как и подобает мастеру.

«Боярыня Морозова» – по определению автора, «русская хоровая опера», и это буквально так. В ней нет оркестра, только труба и батарея ударных. Зато хор – и участник, и комментатор событий, и средство звукописи: когда поют солисты, хор создает аккомпанирующую партию. Опера с головы до ног русская: Щедрин использует церковную полифонию в архаическом, колючем варианте. Но вокальные партии – по-оперному напевные. На первой репетиции композитор пришел в восторг от Ларисы Костюк: идеальная Морозова – и внешностью, и голосом, и темпераментом.

30 октября, Большой зал консерватории, Б. Никитская ул., 13, тел. 229 74 12