Калужская угроза


“Я впервые встретился с г-ном [Детлефом] Виттингом (председатель совета директоров Skoda. – “Ведомости”) в 2000 г., но тогда строительство завода VW в России было невозможно”, – вспоминал в субботу на церемонии закладки первого камня завода VW глава Минэкономразвития Герман Греф. Теперь же, по его словам, благосостояние российских граждан настолько выросло, что они могут себе позволить покупать машины Volkswagen. Виттинг рассказал после церемонии, что на заводе будут собираться четыре модели. Ранее VW объявляла, что первой из них станет Skoda Octavia, а к 2009 г. в производство будет запущен специально разработанный для России автомобиль на базе Volkswagen Polo. Но перед ним, по словам Виттинга, в производство будет запущена самая продаваемая в этом году в России модель Volkswagen – Passat (4238 штук стоимостью от $25 300 за девять месяцев), а после – Skoda Fabia (2419 машин ценой от $12 190 за девять месяцев). Кроме того, на заводе может быть организована и отверточная сборка более дорогих моделей – седана Skoda Superb (от $26 990), Volkswagen Touareg (от $48 740). Правда, пока автоконцерн принял окончательное решение только о запуске Octavia, заявил “Ведомостям” представитель VW Хартвиг фон Сасс. Предполагаемые объемы производства всех четырех машин и точные сроки их постановки на конвейер Виттинг не раскрыл.

Степень локализации производства основных моделей завода составит 60–70%, для чего VW намерена привлечь своих поставщиков в Россию, обещал ранее председатель правления VW Бернд Пишецридер. Работать они будут в технопарке “Грабцево”, под который калужские власти зарезервировали смежный с площадкой завода участок в 400 га (вместе с заводом площадь – 800 га). Обустройство площадки и подводку к нему коммуникаций берет на себя область. В бюджете на реализацию проекта VW заложено около 2 млрд руб. на ближайшие три года, рассказал министр экономики Калужской области Николай Любимов. Также, по его словам, область намерена предоставить VW мораторий на налог на имущество на 12 лет и льготы по транспортному налогу.

Кроме “Грабцева” калужские власти собираются создать и собственный технопарк “Калуга Юг”, под него уже зарезервировано около 130 га. Там согласился работать производитель выхлопных систем Bosal (сейчас VW закупает их у Tenneco), рассказали несколько чиновников. А губернатор Калужской области Анатолий Артамонов уверяет, что договоренность о работе в технопарках также достигнута с производителями коробок передач и рулевого механизма. Еще один потенциальный поставщик VW – немецкий Siemens самостоятельно намерен наладить в Калужской области производство электрооборудования, рассказали чиновники. Для этого Siemens собирается приобрести заводы “Автоэлектроника” (производство электронных автокомпонентов), НПП “Автэл” (выпуск систем управления двигателем и топливных рамп), ОАО “Инсэл” (инструментальное производство) и инвестировать в них около $30 млн. Презентацию этого проекта Siemens намерен провести завтра, поэтому от комментариев представитель концерна отказался.

Благодаря четырем моделям и технопарку проект VW может стать одним из самых масштабных среди всех иностранцев, пришедших в Россию, отмечает аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. Лишь Toyota обещает построить завод в Санкт-Петербурге с большей мощностью – 200 000 машин в год – и тоже привлечь своих поставщиков (инвестиции – около $1 млрд). Такой подход поможет проектам быстрее окупиться, убеждены эксперты. В случае с VW это произойдет через пять лет, уверены калужские власти. Чуйко называет срок 3–5 лет. Даже простая крупноузловая сборка удешевляет автомобиль на 10%, согласен независимый эксперт авторынка Сергей Алексейчук, а с таким модельным рядом VW будет конкурировать со всеми автопроизводителями – от “АвтоВАЗа” до Toyota. Продажи машин стоимостью от $15 000 сейчас растут быстрее всего, подтверждает аналитик “Метрополя” Александр Жуков. А благодаря локализации модели Skoda станут еще дешевле и могут представлять угрозу для Lada, говорит Алексейчук. Представитель “АвтоВАЗа” комментировать это не стал, а Владимир Артяков посетил субботнюю церемонию.