1% ВВП на борьбу с потеплением


Стерн в 2000–2003 гг. работал ведущим экономистом Всемирного банка, сейчас он государственный экономический советник Великобритании.

За последние 19 веков средняя температура Земли выросла на 0,7 градуса. По прогнозам Стерна, при теперешних темпах выбросов парниковых газов к 2035 г. их содержание в воздухе удвоится, а температура повысится еще на 2 градуса. Это приведет, в частности, к падению прибыли фермеров Индии на 9% и к сокращению земель, пригодных для выращивания кофе в Уганде. К 2050 г. приток воды в Ниле может сократиться на 60%, пишет Стерн, в то время как воду из него будут использовать 860 млн человек (в 2000 г. – 280 млн).

“В целом выводы Стерна правильны”, – уверен директор программы Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин. Расходы развитых стран на борьбу с потеплением можно ограничить 0,2% мирового ВВП, а развивающихся – 0,5–0,7%, считает он. В 2020-е гг. выбросы перестанут расти, считает Кокорин. Если этого не произойдет, к 2100 г. на Земле в целом потеплеет на 6 градусов, а в России – на 10 градусов, прогнозирует Кокорин.

Таяние льдов из-за подъема температуры, по подсчетам Стерна, ставит под угрозу затопления 2 млн кв. км прибрежных территорий, на которых проживает 200 млн человек и находятся активы стоимостью $1 трлн. Под угрозой 22 из 50 крупнейших городов мира – Токио, Шанхай, Гонконг, Бомбей, Санкт-Петербург, Нью-Йорк, Буэнос-Айрес, Майами, Лондон и др.

В более теплом климате быстрее осуществляется круговорот воды, что увеличит вероятность наводнений, пишет Стерн. Даже если катаклизмов удастся избежать, вырастут расходы на постройку защиты от морских волн. Пиковая скорость ветров возрастет на 15–20%, что резко увеличит расходы по восстановлению разрушенных сооружений, прогнозирует Стерн.

Повышение температуры приведет к уменьшению урожаев в Африке, где 25 млн человек окажутся под угрозой голодной смерти. Черный континент находится в наибольшей опасности, соглашается Кокорин.

У России 40%-ный резерв для экономии выброса парниковых газов, уверен Владимир Чупров, руководитель энергетического департамента русского Greenpeace. Правда, имея значительный запас по Киотским договорам (в 2004–2005 гг. выбросы составили 70% от уровня 1990 г.), Россия пока наращивает выброс газа по 1–2% в год. По мнению заместителя генерального директора компании “Экополис” Михаила Роганкова, затраты на оптимизацию выбросов газа в России в 20–30 раз меньше, чем, например, в Японии. Но в целом перспективы планеты выглядят неважно, особенно на фоне выхода Австралии и США из Киотского договора и нежелания развивающихся экономик – Китая, Индии и Бразилии – брать на себя обязательства по снижению выбросов.